Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

имеют отношение к одному из

главных ритуалов шабаша - совокуплению ведьм с Дьяволом. Уже в ранних

описаниях шабаша, записанных со слов Анн-Мари де Жоржель и Катрин Делор,

сообщается, что ведьмы должны были доставлять председателю шабаша плотские

утехи. Вера в способность и желание демонов вступать в половую близость с

людьми восходит главным образом к иудаистской традиции (в частности, к

легенде о плотском общении Адама с Лилит и другими демоницами). Известно

также множество античных мифов о браках земных женщин с богами - которые

для христиан были демонами; но главным источником подобных верований была

легенда о Хранителях.

Связь между Хранителями, злым началом и козлом заложена в структуре

иудейского ритуала изгнания в пустыню "козла отпущения". В Книге Левит

(16:7 и далее) Господь велит Аарону избрать козла "для Азазеля *" и

возложить руки на голову этого козла, "чтобы совершить над ним очищение и

отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония

в землю непроходимую". Этот ритуал иудеи совершали вплоть до 70 года н, э.

Козла выводили в пустыню и сбрасывали со скалы. Голову его при этом

обвязывали красной шерстяной нитью - по-видимому, в согласии с обетованием

Господним из Книги пророка Исайи: "Если будут грехи ваши, как багряное, -

как снег убелю" (1:18). Много веков спустя красная нить и красная веревка

стали атрибутами ведьм.

Ритуал "козла отпущения" не забылся. В XIII веке раввин Моисей бен Намен

писал: "Господь, однако, повелел нам на праздник Йом Киппур посылать козла

владыке, чье царство - в местах пустынных. Силою своей он вызывает

разрушение и опустошение... Он связан с планетой Марс... а из животных ему

принадлежит козел. Демоны находятся под властью его и Библии, зовутся

"шеирим" (козлы)"*. Этот владыка пустынных мест, которому посылали козла,

и есть Азазель, "звезда, упавшая с неба", вождь Хранителей из 1-й Книги

Еноха. Будучи связан с Марсом, он научил людей делать оружие. Господь

заточил его в пустыне до дня Страшного Суда, а затем Азазель будет

ввергнут в вечный огонь.

В этом ритуале козел, на которого возлагаются грехи всего народа,

приобрел ассоциации с нечистотой и злом. А по причине связи с Азазелем он

также стал ассоциироваться с Дьяволом и падшими ангелами. В Евангелии от

Матфея Иисус говорит, что в некий день Он придет во славе и разделит все

народы, "как пастырь отделяет овец от козлов". Козлы, т. е. грешники, будут

ввергнуты "в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф.

25:31-41).

Азазель