Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

Авторы учебников магии охотнее писали о куда более важных персонах - о

великих духах зла, падших ангелах, верховных владыках тьмы. Один из первых

каталогов демонов появляется в "Завете Соломона", который датируют

приблизительно 100- 400 годами н. э. Здесь повествуется о том, как ангел

Господень принес царю Соломону волшебный перстень. С помощью этого перстня

царь мог заставить любого демона открыть ему своё истинное имя, благодаря

чему получал над ним власть. Среди злых духов, упомянутых в "Завете

Соломона", названы князь демонов Вельзевул и демон похоти Асмодей, который

описан как наполовину дух, наполовину человек. Имена демонов восходят к

еврейским, греческим, египетским, ассирийским, вавилонским и, возможно,

персидским источникам. Как и в более поздних гримуарах, в "Завете

Соломона" перечисляются различные функции злых духов. Один демон поджигает

всходы на полях, другой -душит младенцев, третий - топит корабли. Многие

насылают на людей болезни - Один демон вызывает глазные заболевания,

другой '- головную боль, третий - лихорадку, четвертый - воспаление горла.

Все это - наследие первобытной веры в то, что всякая болезнь либо

вызывается злым духом, либо сама таковым является (аналогичные

представления отражены в рассказе Кроули о Хоронзоне, который сам был

проказой, оспой, чумой и прочими недугами).

В более поздней редакции "Завета Соломона" приводится другой перечень

демонов; в него входят Асмодей, Астарот

И Магомет. Большинство имен злых духов здесь искажены, и происхождение их

неясно. Эта версия "Завета" установила своеобразный стандарт перечня

бесовских имен, на который ориентировались все позднейшие гримуары: рядом

с именем каждого демона приводится его "метка" - магический символ,

эквивалентный истинному имени и дающий магу власть над данным злым духом.

В "Grimorium Verum" и в "Большом гримуаре" тремя верховными князьями тьмы

названы Люцифер, Вельзевул и Астарот. Призвавшему его магу Люцифер

является в облике миловидного мальчика, Вельзевул - в облике гигантской

мухи, а Астарот - в виде человека с пятнистой черно-белой кожей. В обоих

гримуарах перечисляются "мена духов, непосредственных подчиненных этим

верховным демонам, с указанием их функций и с "метками".

Перечни демонов приводятся также в "Лемегетоне" и в "Псевдомонархии

демонов" - трактате XVI века, который принадлежит перу демонолога Иоганна

Вейера, ученика и друга Агриппы Неттесгеймского. Вейер подробно излагает

всю адскую иерархию, первое место в которой занимает