Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

всего многообразия, - в том же

смысле, в каком у стоиков "разумная пневма" отдельного живого существа

являлась частью "универсальной пневмы". Как и Единое, ртуть сочетает в

себе полярные противоположности. Она - металл, но она же- жидкость. Будучи

жидкостью, она, однако, не смачивает поверхность, с которой соприкасается.

Поэтому ртуть называли "муже - женским" металлом и часто символически

изображали в виде гермафродита. Встречаются также изображения ртути в виде

единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения

противоположностей) в виде борьбы льва с единорогом (символ антагонизма

противоположностей); и в виде дракона или крылатого змея - фантастических

животных, в которых массивность (змея, земля) сочетается с подвижностью

(крылья, воздух, пар).

Ртуть алхимиков была не обычной ртутью, а "философской", т. е. идеальной

субстанцией, а природная ртуть считалась лишь несовершенным ее подобием.

Кроме философской ртути, алхимики выделяли еще несколько идеальных

субстанций, доказательство существования которых находили в платоновской

теории идей, а также у Аристотеля, утверждавшего, что четыре первоэлемента

в том виде, в каком мы их знаем, не являются истинными. Например, воздух,

которым мы дышим, представляет собой не элемент Воздуха в чистом виде, а

смесь всех четырех первоэлементов, в которой Воздух лишь преобладает над

остальными компонентами.

Особая роль ртути в алхимии определялась не только античной теорией

первоэлементов (которая повлияла на средневековых алхимиков не напрямую, а

через посредство арабских трактатов, переводившихся на латынь начиная с

XII века и позднее), но и Библией. Философскую ртуть отождествляли с Духом

Божьим, носившимся над водой до сотворения мира. Бог сотворил Первоматерию

- пустую зияющую тьму: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над

бездною..." (Книга Бытие, 1:2). Затем тьма сгустилась и стала водами, над

которыми и витал Дух Божий. Дух Божий одухотворил Первоматерию и придал ей

структуру, в которой содержались семена всех будущих вещей. Это деяние

Духа уподобляли оплодотворению и высиживанию яиц, вспоминая древние мифы о

том, что жизнь во вселенной возникла благодаря божественному соитию.

Ортелий, алхимик конца XVI века, писал, что Дух Божий "носился

(incubavit*) над .водой" и "возлежал на водах древних, оплодотворил их и

высидел в них семя, словно курица - яйцо *". Это деяние считалось

предпосылкой всего последующего процесса сотворения мира. Утверждали, что

в первой главе Книги Бытие содержатся