Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

операции покровом тайны, часто тем самым вводя в

недоумение своих собственных коллег. Из-за этого смысл многих алхимических

процессов до сих пор невозможно расшифровать. Нередко алхимию называют

невежественной матерью современной химии; однако этот аспект ее не особенно

интересен. Ведь дело не только в том, что Философский Камень превращал

неблагородные металлы в золото. Он еще и символизировал духовную

трансформацию человека, переход из состояния земной нечистоты к небесному

совершенству. Некоторые алхимики даже близко не подходили к лабораториям и

осуждали попытки превращать свинец в золото как проявления стяжательства;

но и среди тех, кто в поте лица трудился у тиглей и перегонных кубов,

многие были убеждены, что сделать Камень может лишь человек, постигший

сокровенные тайны вселенной. Выразить эти тайны обыденным языком было

невозможно (даже если сбросить со счетов опасность, что они попадут в руки

недостойных людей). Их можно передать лишь с помощью символов и аллегорий,

а всю полноту их значения можно воспринять лишь посредством мистического

опыта.

1. ОСНОВАНИЯ АЛХИМИИ

Ибо вот. Царствие Божие внутри вас есть. Евангелие от Луки, 17:21

Алхимия, как и прочие оккультные искусства, базируется на вере в единство

вселенной и взаимосвязь всех явлений природы. Принцип единства и

упорядоченности алхимики обозначили как некое вещество под названием

"Первоматерия", которое остается неизменным при любых обстоятельствах.

Первоматерия является не материей в обычном смысле слова, а лишь

потенциальной материей. Любое описание ее будет противоречивым. У

Первоматерии нет никаких качеств и свойств, но в то же время она содержит

в себе все возможные свойства и качества, ибо в ней заключена

потенциальность всех вещей и явлений. Первоматерия - это то, что останется

после того, как объект лишится всех своих характеристик.

Вплоть до XVIII века и даже позднее алхимики были убеждены, что любой

предмет можно лишить его характеристик, тем самым возвратив его в

Первоматерию, к которой затем можно добавить другие, лучшие

характеристики. Это воззрение покоилось на преобладавшей в то время теории

устройства материального мира - теории четырех первоэлементов,

разработанной Платоном и Аристотелем и усовершенствованной более поздними

философами. Согласно этой теории (которая считалась практически

неоспоримой вплоть до Роберта Бойля, подвергшего ее критике в XVII веке),

вселенная была создана неким божеством или более