Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

плодиться и размножаться, во много раз увеличивая

массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе

мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения"). Плодовитым и

плодотворным Камень становился благодаря еще одному "соитию", еще одному

соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и

ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины,

т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином.

Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том,

что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить

последний в золото. Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали

в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали. Эти последние стадии

алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания

и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.

Разумеется, алхимики стремились к тому, чтобы привести эти

противоположности в точное равновесие и примирить их между собой. "Книга

Меркурия", написанная знаменитым арабским алхимиком Гебером или одним из

его последователей, поясняет, что в некоторых случаях противоположности

неразделимо смешивались друг с другом и уравновесить их было невозможно:

"И не найти больше ни духа, в котором не содержалась бы малая частица

тела, ни тела, в котором не содержалась бы малая частица духа. В случаях,

когда одного слишком много, а другого - слишком мало, эти два элемента

разделить невозможно, так как происходит трансформация и преобладающая по

количеству часть поглощает часть, присутствующую в малом количестве"*.

Применительно к человеку это означает, что и те люди, в которых духовное

начало переразвито за счет физического, и те, которые переразвиты

физически в ущерб духовному развитию, далеки от совершенства. Цельный

человек - это человек, в котором противоположные начала уравновешены. В

психоанализе, по словам Юнга, проблема противоположностей заключается в

"диссоциации личности, вызванной конфликтом несовместимых тенденций,

который, как правило, возникает из-за дисгармоничного характера.

Подавление одной из противоположностей затягивает и расширяет конфликт

или, иными словами, ведет к неврозу. Терапевт в такой ситуации должен

сталкивать друг с другом эти противоположности и стремиться к их

устойчивому объединению"**.

Такой же устойчивый союз противоположностей является целью магии и

алхимии, но алхимический