Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

восстает

в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное". Кроме того, они

могли ссылаться на авторитет самого Христа: "...если пшеничное зерно,

падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет

много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире

сем сохранит ее в жизнь вечную"*. Нигредо - это "малая смерть" посвящения

в мистерии. Идея эта, по-видимому, зародилась еще в доисторические

времена. У австралийских аборигенов, например, колдун в ходе инициации

должен испытать во сне смерть и возрождение. Алхимик на стадии нигредо

находится "в материнской утробе" и полностью замкнут на себе. Он

претерпевает мистическую "смерть", которую адепты отождествляли с

меланхолией - состоянием беспомощности и отверженности, духовного гниения,

в ходе которого искра жизни покидает тело и душу (аркан Таро Повешенный).

Изначальное "я", или Первоматерия, гибнет в черной агонии нигредо. Часто

проводили параллель между нигредо и Распятием, после которого Богочеловек

воскрес для жизни вечной. "Смерть" алхимика - это распятие в смысле

состояния "подвешенности" среди страданий. Символом ее служила

пригвожденная к кресту змея ("...и как Моисей вознес змию в пустыне, так

должно вознесену быть Сыну Человеческому"*).

Итак, алхимик "умирает", сгнивая в меланхолической слизи. Но постепенно

начинается процесс целительного просветления: на него снисходит

"философская ртуть" - истинное вдохновение, искра Божия. Испарения,

выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде,

как Дух Божий витал над темными водами в начале Книги Бытие. Проникая в

Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен

будет вырасти Философский Камень. Этот процесс описывали как алхимическую

мессу. Текст мессы написал Николае Мельхиор - астролог венгерского короля,

живший в начале XVI века; однако параллель между Великим Деланием и

пресуществлением хлеба и вина в плоть и кровь Христову во время

католической мессы проводил не только он, но и многие другие алхимики.

Мельхиор писал: "Затем появится на дне сосуда могучий Эфиоп - черный,

обожженный, лишенный цвета, совершенно мертвый и безжизненный". "Эфиоп" -

это черная Первоматерия. "Его следует похоронить, смочить его же

собственной влагой и медленно прокаливать до тех пор, пока он не восстанет

в сияющем облике из лютого пламени. ...Созерцай чудесное возрождение,

обновление Эфиопа! **".

Само собой, при нагревании сосуда испарения (дух) конденсировались в

жидкость,