Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

а потому по своей природе греховен,

хотя в нем и содержится божественная искра. По одной из гностических

легенд, Архонты слепили человека из глины, но он не мог подняться на ноги

и лишь ползал по земле, извиваясь, как большой беспомощный червяк. Тогда

верховный Бог сжалился над человеком и даровал ему божественную искру,

которая вдохнула в него истинную жизнь и помогла встать и выпрямить спину.

Теории такого рода подрывали самые основы христианского вероучения: ведь

если человек греховен изначально, а не в результате грехопадения, то

Христос не мог искупить этот грех смертью на кресте.

Увлеченно развивая эти постулаты, некоторые гностики стали отождествлять

Иегову с Дьяволом, а другие пришли к выводу, что Дьявол был благим

ангелом, противником Иеговы и Архонтов. Они опрокинули всю ветхозаветную

систему ценностей, осуждая патриархов и пророков и восхваляя врагов

Иеговы. Согласно учению гностиков, Эдемский змей был на самом деле

спасителем, которого верховный Бог послал на помощь Адаму и Еве, дабы те

познали добро и зло и смогли постичь порочную сущность мира, сотворенного

Иеговой. Некоторые гностики превозносили Каина и указывали на то, Иегова

отверг его подношение, состоявшее из плодов земли, но принял кровавую

жертву Авеля, так как сам был кровожаден и жесток. Другие гностики

восхваляли Корея, Дафана и Авирона, фараона и египтян, жителей Содома и

прочих персонажей, проклинавшихся в Библии за поклонение иным богам и

непокорность Иегове.

Некоторые даже осуждали Иисуса как сына злого бога Иеговы и прославляли

Иуду Искариота, избавившего мир от этого "инкуба". Правда, в большинстве

своем гностики признавали Иисуса божественным спасителем, явившимся

освободить людей от власти ветхозаветного Бога, однако и подобные

воззрения были в высшей степени неортодоксальны. Отец церкви Ириней в

своей книге "Против ересей", написанной в конце II века н. э., отмечает,

что Сатурнин не верил в смерть Христа на кресте. Вместо Иисуса, утверждал

этот гностик, был распят некий Симон из Кирены, а Иисус стоял рядом и

смеялся, глядя на его мучения. Из этого следовало, что все уверовавшие в

Распятого просто-напросто были одурачены Архонтами и по-прежнему остаются

их рабами; свободен же от их власти только тот, кто отрицает мученическую

смерть Христа *.

К подобным чудовищным искажениям христианских верований некоторые

гностики присовокупляли не менее грандиозные искажения нравственных норм

иудаизма и христианства. Единственным средством