Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

ибо он счастлив и

богат. В качестве испытания Иегова позволяет сатане убить детей и слуг

Иова и уничтожить его скот. Однако, несмотря на все эти бедствия, Иов

отказывается проклясть Бога, философски заявляя: "Господь дал, Господь

взял; да будет имя Господне благословенно!" Но сатана, не довольствуясь

этим, коварно советует Иегове: "...кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст

человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости и плоти

его, - благословит ли он Тебя?" Иегова позволяет сатане поразить Иова

проказой, но Иов остается верен Господу.

В этом эпизоде сатана проявляет твердую решимость подорвать веру Иова в

Бога и выступает в качестве непосредственного исполнителя кар,

обрушившихся на Иова. Однако он действует в полном согласии с указанием

Бога и, как представляется, выполняет полезную функцию. Он стремится

вскрыть греховность, от природы присущую всякому человеку. Но позднее,

по-видимому, из-за столь ожесточенного рвения сатана опротивел Богу не

меньше, чем людям. В 1-й Книге Еноха, не вошедшей в Ветхий Завет, но

оказавшей влияние на ранних христиан, появляется целая категория духов -

сатан, которых вовсе не допускают на небеса. Енох слышит голос архангела

Фануила, "отгоняющего сатан и запрещающего им представать перед Господом

Духов и обвинять обитателей земли". В этой же книге фигурируют "карающие

ангелы", по-видимому, тождественные сатанам. Енох видит, как они готовят

инструменты для казни "царей и владык земли сей, дабы уничтожить их *".

Эти фрагменты, по-видимому, относятся к I веку до н. э.

На основе этого представления о неумолимом ангеле, обвиняющем и карающем

людей, со временем развился средневековый и современный христианский образ

Дьявола. Когда Ветхий Завет впервые перевели на греческий язык, слово

"satan" передали как "diabolos" - "обвинитель", с оттенком значения

"ложный обвинитель", "очернитель", "клеветник"; от этого слова и возникло

имя "Дьявол".

Поздние иудейские авторы тяготели к разграничению доброго и злого начал и

представляли Иегову абсолютно благим Богом. Поступки Иеговы в некоторых

библейских эпизодах казались им совершенно невероятными, а потому были

приписаны некому злому ангелу. Первая версия повествования о том, как

Давид исчислил народ Израиля и тем самым навлек на израильтян Божью кару,

содержится во 2-й Книге Царств (24:1), которую датируют началом VIII века

до н. э. Здесь мысль о проведении переписи внушает Давиду сам Иегова. Но

пересказывая тот же эпизод в 1-й Книге Паралипоменон, автор IV века