Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

был предводителем Хранителей, обуянных плотской страстью к

дочерям человеческим, а также вождем шеирим, или демонов-козлов, которые

несколько раз упоминаются в Ветхом Завете. Некоторые древние евреи

поклонялись этим демонам. Царь Ровоам назначал жрецов шеирим, а Иосия,

напротив, уничтожил места их почитания (2 Пар. 11:15и4 Цар. 23:8)**.

Подобно тому, как Хранители брали в жены смертных женщин, так в культе

шеирим, по-видимому, имело место совокупление женщин с козлами. В Книге

Левит сказано: "...и женщина не должна становиться пред скотом для

совокупления с ним: это гнусно" (18:23), - а также:

"чтоб они впредь не приносили жертв своих шеирим, за которыми блудно

ходят они" (17:7) ***. Похожий культ существовал в Египте во времена

Плутарха. В египетском городе Мендес поклонялись божественному козлу, для

совокупления с которым выбирали самых красивых женщин. Элифас Леви

отождествляет козла Мендеса с козлом ведьмовского шабаша и называет его

также "Бафометом Мендеса".

Легенда о Хранителях и о том, как они возжелали сойтись с дочерьми

человеческими, в Средние века была хорошо известна. Представление о блуде

женщин с Дьяволом в облике козла сложилось, по-видимому, именно на основе

ассоциаций между козлом, Азазелем, Хранителями и шеирим. Не исключено

также, что средневековые поверья о совокуплении ведьм с обоготворяемыми

животными подкреплялись тем фрагментом из Книги Исход, где содержится

чудовищный стих, на который постоянно ссылались охотники за ведьмами:

"Ворожеи не оставляй в живых". Дело в том, что непосредственно в

следующем стихе содержится запрет на скотоложество, а далее - запрет на

поклонение иным богам, кроме Иеговы: "Ворожеи не оставляй в живых. Всякий

скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного

Господа, да будет истреблен" (Исх. 22:18-20).

Некоторые современные авторы предполагают, что в ритуалах шабаша

сохранились пережитки древнегреческого культа Диониса. Непосредственных

подтверждений этой гипотезе мы не находим, однако между Дионисом и

Дьяволом, которому поклонялись ведьмы, действительно есть определенное

сходство. В обоих этих культах участвовали преимущественно женщины; оба

культа носили оргиастический характер. Дионис также иногда изображался в

облике козла, хотя чаще - в облике быка. В селении Элевтерии, откуда культ

Диониса заимствовали афиняне, этого бога именовали "Ме-ланайгис" - "Тот,

кто со шкурой черного козла". В число обрядов поклонения Дионису входила

ритуальная битва между "Черным"