Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

более того, именно на них во многом основана эта концепция. Мы

не располагаем сведениями о том, встречались ли среди гностиков

сознательные дьяволопоклонники, однако неудивительно, что ортодоксальные

христиане считали их таковыми. Когда христианство утвердилось в качестве

государственной религии Римской империи, гностическое учение сохранялось

среди малоизвестных еретических сект на Востоке, откуда в конце концов

снова попало в Западную Европу. Среди сект, сыгравших главную роль в этом

процессе, следует упомянуть армянских мессалиан, которые, начиная с IV

века, медленно продвигались на запад и к XI столетию достигли Балкан;

павликиан, пользовавшихся популярностью в Армении и Малой Азии с V века,

но в 872 году изгнанных на Балканы; и бо-гомилов, появившихся в Болгарии

около 950 года, почерпнувших многие положения своей доктрины из учения

павликиан и мессалиан и, в свою очередь, двинувшихся далее на Запад **.

В XII веке главные центры деятельности богомилов находились в Боснии,

Северной Италии и Южной Франции. По-видимому, эта секта оказала большое

влияние на катаров (от греческого catharoi - "чистые"), первые общины

которых возникли на севере Италии в начале XI века. Спустя столетие

катаризм охватил всю Южную Францию и получил поддержку местной знати.

Около 1150 года первый епископ-катар появился и на севере Франции, откуда

учение катаров проникло во Фландрию и Западную Германию. В 1167 году некий

епископ-богомил совершил путешествие по Северной

Италии и Южной Франции, навещая общины катаров и учреждая новые епархии.

Катары утверждали, что ветхозаветный Бог - это в действительности Сатана,

повелитель мира сего, сотворенного им. Ему подвластны человеческое тело,

смерть и все материальные и бренные вещи. Некоторые считали, что он был

падшим ангелом, но другие придерживались дуалистических воззрений и

полагали, что это - независимый соперник истинного Бога, существовавший с

начала времен и вечный.

Моральные принципы катаров также представлялись ортодоксальным христианам

чрезвычайно сомнительными. Как и многие гностики, катары считали

деторождение грехом, ведущим к пополнению дьявольской паствы; при этом они

указывали на то, что повеление плодиться и размножаться дал Адаму и Еве не

кто иной, как Сатана - Иегова. Высшие адепты катаров - "совершенные"

("parfait"), которые почитались как воплощения Христа (еще одно опасное

отступление от христианских канонов!), - жили в строгой аскезе,

воздерживаясь от полового общения, от всякого насилия,