Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

(или, по крайней мере, нужно добавлять золото на каком-то из

этапов процесса), ибо сказано, что без золота не сотворишь золота. С

духовной точки зрения не вызывает сомнений, что "субъектом" Великого

Делания является сам алхимик. "Ars totum requirit hominem", "Искусство

требует всего человека". АЛХИМИК - одновременно и сосуд Делания, и

материал, заключенный в этом сосуде. Применительно к человеку "бесполезное

вещество, встречающееся повсеместно", - это человеческое тело и тесно

связанная с ним животная природа человека. В материи, из которой состоит

человек, сокрыт дух - искра Божия, слюна Луны, звездное семя, или

"звездная слизь", время от времени изливающаяся с небес, или тот же

купорос, обретаемый алхимиком в глубинах собственного существа. Без золота

не сотворишь золота, ибо человек не может отыскать истину, если идет по

ложному пути, и не может обрести Бога, если Бог не заключен в нем самом.

Обычным символом Великого Делания был дракон или змея, кусающая

собственный хвост и украшенная греческим девизом "en to pan" ("все суть

единое"). В этом девизе - три слова и семь букв, а 7+3=10; десятка

символизирует "все" и при сложении цифр сокращается до единицы -

"единого". Философский Камень - это Единое, оно же - Все. В человеческих

категориях это "весь человек", который, становясь Единым, отождествляется

со Всем, со вселенной и с Богом. Великое Делание кругообразно, подобно

году и природным циклам. Оно начинается со всего человека (с тела, души и

духа) и заканчивается всем человеком, обретшим совершенство. Согласно

Петрусу Бонусу, автору трактата "Новая бесценная жемчужина" (около 1330

года), философы древности знали, "что Бог станет человеком в Последний

День этого искусства, когда труды будут завершены.

Делании нет ничего сложного, и поразится своей былой слепоте. Некоторые

алхимики позднего периода вовсе отказались от лабораторных работ и

объявили их бесполезными; однако неофит по-прежнему должен был проходить

нелегкий путь к осознанию истинного смысла Делания, сталкиваться с теми же

трудностями, неудачами и заблуждениями и точно так же постепенно расти и

набираться знаний. По существу, знание и являлось ключом к тайне

Философского Камня. Как только алхимик понимал, что такое Камень, он тут

же находил его и сам становился им. В алхимии, как и в других областях

оккультизма, истина окутана покровами символов и парадоксов, потому что

каждый искатель истины должен прийти к ней самостоятельно. Оккультные

искусства - это именно искусства: их высшие тайны можно