Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

В 1855-1856 годах он опубликовал в

двух томах свой главный и самый впечатляющий труд - "Доктрина и ритуал

трансцендентальной магии" ("Le Dogme et Rituel de la Haute

Magie"). Исполненная буйного и в то же время мечтательного романтизма,

туманная и многоречивая, нередко малопонятная, а подчас и откровенно

абсурдная, эта книга тем не менее написана с искренним пылом и поражает

смелостью воображения, творческой мощью и глубиной прозрений автора в

тайны магической теории и практики, благодаря чему читается с интересом и

пользой и через сто с лишним лет после ее первого выхода в свет. Более

поздние книги Леви не так интересны, но среди них можно отметить "Историю

магии" (1860) и "Ключ к мистериям" (1861), которые он сам перевел на

английский язык, перевоплотившись в Али-стера Кроули.

Богатства Элифасу Леви его книги не принесли. Он зарабатывал на жизнь

уроками оккультизма для начинающих, производя на учеников изрядное

впечатление своей импозантной внешностью, длинной окладистой бородой,

бросающимся в глаза неряшеством и невероятной прожорливостью. В 1860 году

он вернулся в лоно католической церкви, а в 1875 году умер,

исповедовавшись и причастившись по христианским канонам.

Компетентный английский оккультист А. Э. Уэйт *, который не был

реинкарнацией Леви, но тем не менее успешно перевел на английский язык

"Доктрину и ритуал трансцендентальной . магии", утверждал, что в этой

книге Леви обнародовал тайны оккультной организации, в которой он

состоял"за что был изгнан из этой организации. Не вполне ясно, имел ли в

виду Уэйт английское оккультное общество,; во главе которого стоял

известный романист Будьвер-Литтон2; однако, судя по всему, в начале 1850-х

годов Леви являлся членом именно этого общества. Теория магии всегда

привлекала его больше, чем практика, и достоверно известно об его участии

только в одном магическом ритуале. Это был ритуал некромантии, хотя и

необычно возвышенный и чистый: в 1854 году в Лондоне Леви вызывал дух

языческого философа и мага Аполлония Тианского *.

Описание этой церемонии у Леви кажется поразительно простым и откровенным

по сравнению с обычным для него восторженным и напыщенным стилем. Провести

ритуал уговорила его некая таинственная женщина в черном, назвавшаяся

подругой "сэра В -L-". Леви готовился к церемонии в течение двадцати

одного дня, соблюдая пост и воздержание. (21 = 3 Х 7, а 3 и 7 - особо

могущественные магические числа.) Ритуал он совершал в одиночестве, без

свидетелей, в комнате с четырьмя вогнутыми зеркалами и алтарем,

установленным