Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

все тайны Великого Делания, и

некоторые адепты разрабатывали алхимические процессы по образцу семи дней

творения. Ортелий также говорил, что Дух Божий "был вдунут во все вещи

словом Божиим и воплощен в них". Это идея - еще один старинный прообраз

теории вибрирующей вселенной. В Книге Бытие Бог творит мир, произнося

повеления и выдыхая воздух; так, при сотворении Адама Господь "вдунул в

лице его дыхание жизни". Произнесение слов и дыхание порождают вибрации

воздуха, и цитированный выше современный автор, рассуждая об одухотворении

четырех первоэлементов "Словом, осенившим их в момент Творения", пишет

далее, что дуновение Слова создало вибрации, пронизавшие всю вселенную.

Оккультисты часто проводят параллель между духом, или заключенной в

человеке божественной искрой, и вдохновением, которое в буквальном смысле

означает нечто, вдунутое в человека. На основании первой главы Евангелия

от Иоанна алхимики и оккультисты стали отождествлять творящее Слово Божие

с Духом Божиим из Книги Бытие, с жизненным принципом, с божественным

дыханием, оживившим Адама, и с искрой божественного света, скрытой в

недрах материи. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было

Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него начало быть, и без Него ничто

не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет

человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Евангелие от

Иоанна, 1:1-5).

Ртуть-"дух" предстает в алхимических текстах во множестве разнообразных

обличий. В XII-XIII столетиях господствовало убеждение, что все металлы

состоят из ртути и серы. Легковоспламеняющаяся сера рассматривалась как

огненный, активный, мужской принцип, а ртуть - как водный, пассивный и

женский. Иногда же сама ртуть считалась двуприродной, сочетающей в себе

мужской и женский принципы. Идеальное золото алхимиков, Философский

Камень, считался порождением союза философских серы и ртути, взятых в

идеальном равновесии, и соединение этих двух ингредиентов - примирение

противоположностей - являлось главным этапом Великого Делания.

В IX веке выдающийся арабский алхимик ар-Рази предположил, что в металлах

содержится еще и третий компонент - соль. В позднеевропейской алхимии эта

идея обрела огромное значение. В XVI столетии Парацельс, не отказываясь от

теории четырех первоэлементов, тем не менее утверждал, что все на свете

состоит из философской ртути, серы и соли: "Мир таков, каким Бог создал

его. В начале Он создал его в виде тела, состоящего из четырех элементов.