Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

и прихожанин, вкушавший

их, соединялся с Христом. Но еретики считали, что они сообщаются с Богом

напрямую и не нуждаются во вмешательстве церкви, в посредничестве

священника и освященной просфоры. Презрение к причастию (выражавшееся,

например, в заявлениях некоторых еретиков о том, что просфора кажется им

яа вкус навозом) превратилось в сатанизме в ожесточенную ненависть к плоти

и крови христианского Спасителя.

В людоедстве ведьм обвиняли с незапамятных времен, однако приносившаяся

при вступлении в секту клятва препятствовать заключению браков и акцент на

детоубийстве заставляют предположить, что одним из факторов, участвовавших

в формировании культа ведьм, был еретический ужас перед браком и

продолжением рода. Может показаться, что между порицанием деторождения и

детоубийством лежит непреодолимая пропасть, однако, если верить

обвинениям, ее с успехом преодолели еще Клементий из Бюси и его

последователи. Позже основанием для каннибализма, судя по всему, являлась

вера в то, что поедание человеческой плоти привязывает ведьму к секте (как

привязывало к секте зелье из экскрементов жабы, которым угощали новичков

туринские вальденсы). А по словам некоторых ведьм, маленьких детей они ели

для того, чтобы потом не смогли признаться в своих преступлениях (видимо,

магическим образом переняв от младенца неспособность говорить).

Постоянно фигурирует в признаниях ведьм непристойный поцелуй. Некоторые

ведьмы утверждали, что вместо зада у Дьявола под хвостом находится второе

лицо, которое они и целовали. Баскская ведьма Жанетта д'Абади говорила,

что участники шабаша целовали Дьяволу лицо, пупок, фаллос и зад, - и это

заставляет вспомнить об одном из обвинений, выдвинутых против тамплиеров.

В 1581 году авиньонские ведьмы сообщили, что при посвящении ведьма

отрезает лоскут от своей одежды и передает его Дьяволу как залог верности.

В прошлом эта же деталь фигурировала в церемонии посвящения в секту

люцифериан. В ритуале поклонения Дьяволу фигурировали также свечи (вообще,

место шабаша освещалось свечами, так как ведьмовские сборища чаще всего

происходили ночью). В 1564 году в Пуатье трое мужчин и женщина признались

в том, что поклонялись чудовищному черному козлу, подходя к нему со

свечами и скрепляя клятву верности непристойным поцелуем. В некоторых

случаях Дьявол сам зажигал свечи и раздавал их участникам шабаша; иногда

же каждый вновь прибывший на шабаш подходил к Дьяволу и зажигал свою свечу

от свечи, укрепленной у него