Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

воспитание, проповедь.

Надеюсь, что этим размышлением я ответил на замечание выце-президента МЦР Л. В. Шапошниковой, сказавшей в одном из своих выступлений: "Есть несколько решений всяких духовных семинаров, которые прошли под главенством патриархии, о том, что рериховское движение - это секта. Но, простите, дьякон даже не сформулировал: а что такое религия?"257.

В свою очередь я мог бы поинтересоваться у рериховцев, каким определением религии пользуются они. Как им удается понимать религию столь своеобразно, что их собственная деятельность оказывается внерелигиозной?

Уже не один год я собираю коллекцию тех определений религии, которые дают рериховские активисты.

Вот суждение С. Р. Аблеева, "проректора Юридического колледжа Российской секции Международной полицейской ассоциации": "для ортодоксальной религии характерны четыре важнейших признака: 1) возведение Веры в принцип и подчинённое положение Знания; 2) допускается возможность "чуда" - то есть сверхъестественного, непричинного и необъяснимого силами разума явления; 3) наличие обрядов, ритуалов и культа; 4) наличие Священного Писания и последующих догматов, которые расцениваются в качестве абсолютной и непреложной истины в последней инстанции. Ни по одному из этих признаков Живая Этика не подпадает под разряд религиозных учений"258.

Г-н Аблеев дает определение тому термину, который сам же и вводит - "ортодоксальная религия". Если же его приложить не к созданному им "артефакту", а к религии как таковой, то это определение не сработает. Шаман не скажет "я верю"; он скорее скажет "я знаю" (знаю, что если произнести такое-то заклинание, то будет такой-то результат). Вообще, только развитая религия, способная к развитой философской рефлексии и интеллектуальной честности, может определить предмет своего упования как веру, а не как несомненное "знание" или как само собой разумеющееся следование "закону" (не случайно, что в первых шести книгах Ветхого Завета вообще нет слова "вера"). Как раз примитивные религиозно-магические практики на этот шаг неспособны...

Кроме того, в самих теософских доктринах немало того, что никак нельзя проверить, уточнить и подтвердить по тем критериям, по которым в современной науке некий тезис переводится из разряда веруемых "гипотез" в разряд доказанных знаний. Как охарактеризовать с точки зрения научной методологии утверждение, будто "Человекообразный тип обезьян произошел от совокупления человека с самками животных"259? Требований веры и подчинения,