Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

А. Трефилов, уже упоминавшийся "мэтр йоги", говорит о том, какие цели преследует чтение рериховских трактатов в "живоэтических" кружках: "чтение текста выступает также как способ активизации высших структур бессознательной психики... В текстах Агни Йоги одинаково важны как вибрационный, ритмический компонент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует формированию особых измененных состояний сознания, подобных тем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийских коанов и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт чтения Живой Этики выступает актом "сопричастности Шамбале". В этом специфическая сверхзадача текста"534.

Это довольно верное признание. И оно подтверждается самой Е. Рерих - "Родная моя, нужно больше читать и проникаться духом Учения. Пусть каждый день хотя бы пять параграфов будут прочтены со всем вниманием и сердечным огнем. Нужно смотреть на такое чтение как на молитву, как на питание духа"535.

Но это же наблюдение как раз и свидетельствует о том, что перед текстами Агни Йоги ставится отнюдь не философская задача. Как замечает современный исследователь индийской философии, такого рода тексты (где бы они ни встречались - в Индии, на Ближнем Востоке или в Европе) не могут рассматриваться как философские размышления. "В отличие от любых описательных или теоретических трактатов, - пишет востоковед В. К. Шохин, - такие тексты должны были создаваться не ради объективного изложения или систематизации какой-либо информации, но ради того, чтобы стать духовным инструментом, служить своеобразным учебным пособием в целях строго плановой перестройки сознания того, кому они предназначались" 536.

Это "учебно-тренировочные образы"537. Так, "в учении Шанкары акцент смещается с непреложных команд и ритуальных предписаний на так называемые "великие речения" (mahavakya): "Ты еси То" ("Брихадараньяка-упани-шада", III.9; "Чхандогья-упанишада", VI.8.7), "Этот Атман есть Брахман" ("Брихадараньяка-упанишада", II.5.19) и др.; эти речения лишены прагматической ценности, они никуда не ведут и никого не воспитывают, они лишь помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности"538.

Аналогичное предупреждение о своеобразии религиозно-инициационных текстов делает В. С. Семенцов, видящий функциональное своеобразие "Бхагавадгиты" в том, что "То, что мы воспринимаем в ней как "изображение" абсолютной реальности, в действительности не есть объективная система