Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

страниц, в которой она признала бы, что христианство хоть чем-то обогатило языческий религиозно-магический опыт...

Синкретическое "слияние религий", возглашаемое ей, осуществлялось как подражание сюжету известной сказки о лисе, делящей сыр. Лиса начинает свою деятельность под замечательным "общечеловеческим" лозунгом - "чтобы никому не было обидно". Но затем, уравнивая разные кусочки, она потихоньку поедает их все. Да, в итоге все частички сыра стали равны: они все равно улеглись в желудке у лисы... Так и у Блаватской: равенство религий состоит в том, что все они должны подравняться в шеренге и дружно взять равнение на каббалистикуrr.

Как и положено "посвященной", Блаватская не считала нужным быть честной с профанами. В письмах к православным она писала о "нашем русском православии"70 и исповедовала свою веру в то, что Христос, "Всемогущий Сын Божий" принял "смерть на Кресте за все человечество целиком, особенно за грешников, за падших, за язычников"71. В иных же случаях она высказывала свое глубочайшее отторжение именно этих двух центральных христианских догматов (то есть веры в Божественность Христа, в Его Всемогущество и в спасительность Его Жертвы) и презентовала себя буддисткой (в Российском Теософском Обществе висел портрет Блаватской с ее собственноручной подписью: "От старой буддистки"72). А в дневниках полковника Олкотта "христианка" Блаватская прямо говорит, что "необходимо проповедовать и открывать людям Запада Брахму"73. И еще точнее: "Наша цель не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли"74. Якобы православная Блаватская вместе с Олкоттом в мае 1880 г. на Цейлоне в буддистском храме Галле Блаватская приняла буддизм75.

Естественно, это нисколько не помешало Е. Рерих сказать о своей учительнице, что "Блаватская - эта врожденная честность"76...

Соратник Блаватской - Олькотт - также был масонским "посвященным": Он состоял в Коринфском ордене системы "Королевская Арка", о чем свидетельствует выданный ему масонский диплом за номером 159, датируемый 12 января 1860 года. А на дипломе Масона-Магистра Гугенотской Ложи № 448, выданном 20 декабря 1861 г., находится подпись Олькотта в качестве "Старшего Смотрителя"77.

Известно о принадлежности к масонству другой виднейшей проповедницы теософии - Анны Безантss. Принадлежал к масонам и Рудольф Штейнер78.

Не забудем также, что масонские симпатии и антипатии, интересы и предубеждения передавались не только "посвященным", но и их детям - в тех семьях, где воспитывались