Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

О. Иоанн Кронштадтский не стучал по столу и не распознавал духов по ответным стукам. И никто из православных не мог вести таких диалогов с забредшими в гости духами: "Правильно ли я поняла фразу, что Христос даже удивлен развитием моих огней? - Да, даже Христос удивлен такому скорому процессу на земле"353.

Поскольку же спиритический медиумизм не вызывает доверия у христиан, Е. Рерих предупреждала: "Во всех древних Учениях и Мистериях это всегда составляло Тайну из Тайн и выдача этой тайны каралась даже смертью. Потому никто за пределами Вас четверых не должен знать, каким образом что передается"354. "Также, родные, отрицайте участие во всяких спиритических сеансах, ибо спиритические сеансы имеют дело с миром потусторонним, с духами, но мы имеем дело с людьми живыми. Мой Учитель - в земном теле"355.

В последней фразе Рерих также примаскировалась.

Во-первых, при начальных же контактах ее "собеседники" сказали ей о себе: "учение о добрых духах воспримите"356; "у духов избран Рерих помогать России"357.

Во-вторых, когда "махатма" диктовал ей книги Агни Йоги, то он делал это отнюдь не в "земном теле". Отсюда и ее вопросы: "Но увижу ли Вас в еще физическом теле ? - Да"358; "Присутствует Владыка в астрале или ментале? - Разно, смотря по работе. - Владыка, Вы среди нас? - Конечно, не только в астрале, но даже в ментале, потому так советую торжественность. - Как хотелось бы острее ощутить Присутствие! - Но вы уже значительно привыкли к нему. - Владыка, где Вы находитесь сейчас? - Позади тебя и около Будды"359.

В-третьих, сама Е. Рерих как раз одержима "стремлением к объединению посюстороннего с потусторонним"360.

В-четвертых, хотя бы порой общалась она именно с духами умерших людей. "Мне обидно, что я не могу еще различать по звуку, кто со мною говорит", - жалуется Елена Ивановна своему Духу, а тот ей дает перечень ее собеседников: "Дух принимает и лучи и провода не только Мои и К. Х., но и Тер., и Тары Китайской, и Мох., и Лао-Цзы, и Вог., и Конфуция, конечно, Будды и Хр."361. Она же на этих аудиенциях может даже не удостоить залетевших к ней духов вставания - "Лежа на спине, я лучше слышу", - признается, например, Е. Рерих362 (хотя поначалу духи требовали большей почтительности: "Удрая (Юрий Рерих) начал есть булку и, подойдя к стлику, положил одну руку, а другая осталась в кармане. - Телесный голод утолишь после молитвы, и руку вынь из кармана, когда прикасаешься к силе, посланной Милостью Бога")363.

И хотя контактерка порой сама не может ясно определить, какой же именно дух вошел в общение