Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

Афанасий выдвинул идею о тождестве Бога-Отца и Бога-Сына,.. тогда был вбит последний гвоздь в крышку гроба, в котором упокоили знание и настоящее духовное учение"1303. Была нужда маскировать оккультизм под святоотеческое богословие - теософы это делали. После Архиерейского Собора настала пора более внятных речей - и те христиане древности, чьи имена "Махатмы" выдвигали в качестве своих наставников, все-таки оказались врагами.

В каждом из своих святых и в своем соборном целом Церковь, по просвещенному мнению Елены Рерих, не приняла "радикальное и даже прямо революционное ядро моральной части учения Христова"1304.

Но нельзя ли конкретнее: какие нравственные нормы были выброшены из Евангелия, какие исчезли из церковных проповедей и когда? В проповедях мучеников? Златоуста? Максима Исповедника? Патриарха Тихона? Какие нравственные высоты она нашла в апокрифах и у гностиков? Неужто у гностиков была более строгая мораль, чем у христиан первых веков или у монахов веков последующих?jjjjjjjjjjjjjj Даже Плотин не удерживается, чтобы не обвинить гностиков в низком уровне морали и подверженности страстям1305.

Впрочем, однажды Е. Рерих все же уточнила - какая из заповедей Христа, по ее разумению, была подменена в церковном учении.

"Заповеданное "прощение врагов", будучи лишенным своего противоположения - мужества - превратилось в жалкое непротивление. Много таких кощунственных искажений великих Заветов"1306. "Как поступал Сам Христос? Не изгонял ли Он плетью торгующих в Храме? И как сурово обличал Он фарисеев и книжников! Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе, понимая Его слова "прощайте врагам вашим" как непротивление злу? Нет, пора осветить Учение Христа в его истинном смысле, а не в навязанном нам узком церковном толковании"1307.

Пора, ой пора, Елена Ивановна! Только если и в самом деле сопоставлять Учение Христа и его "церковное толкование", то придется сказать, что Е. Рерих просто спутала православие с толстовством. Нет в православии никакого "непротивления злу". Будь оно иначе - не пришлось бы теософам обвинять христиан в "преследованиях инаковерующих", "крестовых походах" и "инквизиции". О том, что Церковь не согласна с толстовской проповедью "непротивления", было известно любому читающему человеку дореволюционной России... Значит, опять приходится константировать, что Е. Рерих в своем антицерковном запале готова забывать очевидные и общеизвестные вещи - лишь бы уязвить побольнее Православие...

Елена Блаватская безапелляционно пишет: