Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

"разумеется, православных людей"22.

Я понуждаю читателей этой книги к труду - труду самопознания. Рериховцев я прошу осознать их реальное положение - вне Церкви, вне христианства. Только поняв эту реальность, можно однажды обеспокоиться ею; обеспокоившись, опечалиться; опечалившись - выйти на поиск недостающего; приблизившись к Искомому, покаяться; покаявшись - войти в Церковь Христову. Вот ради этого - ради того, чтобы люди смогли вырваться из под обаяния "духов" и встретиться с Христом Спасителем - и пишу я эту книгу.

Рериховцы обижаются, когда об их движении говоришь как о секте. Но сам способ выражения ими своей обиды лишь подтверждает эту их характеристику. Сектанты не умеют слышать и слушать оппонентов. Они назойливо, до отчаяния монологичны. Если вам удастся вставить свое слово в их монолог, максимум на что можно рассчитывать - они терпеливо дождутся окончания вашей реплики и продолжат свою речь ровно с того места, где вы их прервали, нимало не отвечая на высказанные вами доводы. С таким же успехом можно вести диалог с магнитофоном.

Обидно я сказал, да? Ну, простите. И все же попробуйте понять, почему нельзя дать более мягкой характеристики взаимоотношениям Церкви и рериховского движения. Проблема в этих отношениях есть? - Есть. С одной стороны, Церковь (устами своего высшего органа - Собора) сказала, что не может считать Рерихов и их учеников своими, а с другой стороны (и задолго до Собора 1994 г.) Елена Рерих передала своему мужу и сыну, что тот дух, с которым они общаются - "Владыка Шамбалы" - "очень предупреждает держаться дальше от всех отживших и церковных кругов"23.

Если два человека спорят друг с другом, то, может имеет смысл хотя бы понять, о чем у них спор, какие именно тезисы в позиции одного из них вызывают несогласие другого и какие аргументы приводит этот несогласный в объяснение своего несогласия.

Но в том-то и странность нашего диалога с рериховцами, что они напрочь не слышат наших ответов. Уж сколько книг и статей написано о том, в чем различие рериховского мировоззрения и христианского. А рериховцы все ставят риторический вопрос: "Почему же с такой яростью и беспощадостью современные священнослужители клевещут на великого русского ученого?"24. В нескольких книгах я пояснял - почему (не "клевещут", впрочем, а спорят). Привел десятки примеров фундаментального расхождения рериховского учения с христианством. Но рериховцы не обращают ни малейшего внимания на наши доводы, но продолжают вопрошать: "почему?", причем делая все