Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

норовят подменить каким-нибудь якобы синонимом (то "ноосферой" обзовут, то "Космосом", а то и вообще "мое высшее Я"), то уж слово "бес" тем более гарантированно вызовет возмущение просвещенной публики. Миссионер знает, насколько прав Дмитрий Мережковский "Черт хитер: он делает смешными тех, кто на него показывает"450. И тогда миссионер решает выразиться попонятнее, то есть на жаргоне своих слушателей. И говорит: "И вот в эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентально-персональное онтологически-ипостазированное тоталитарно-космическое зло"... Тут бес высовывается из под его кафедры и переспрашивает: "Как-как ты меня назвал? Повтори, а то я не расслышал!".

Впрочем, в рериховских текстах достаточно упоминания о "темных духах" и даже о сатане. Поэтому в данном случае мы говорим на одном языке. И христиане и рериховцы скорее всего согласятся со словами Достоевского - "здесь дьявол с Богом борются, и поле битвы - сердца людей".

И в этой войне одна из сторон использует вполне партизанские методы - ловушки, переодевания, засады...

Вот как попал в одну такую ловушку преп. Исаакий Киево-Печерский: "Однажды, как обычно, когда наступил вечер, он стал класть поклоны и петь псалмы, и так до полуночи, и, утомившись, сел на сиденье свое. И когда сидел он так, как всегда свечу погасив, внезапно засиял свет в пещере, как от солнца, такой, что мог ослепить человека. И подошли к нему двое юношей прекрасных, с лицами блистающими, как солнце, и сказали ему: "Исаакий, мы - ангелы, а вот к тебе идет Христос с ангелами". Исаакий встал и увидел толпу бесов, и лица их были ярче солнца, а один среди них светился ярче всех, и от его лица лучи исходили. И сказали ему: "Исаакий, это Христос, пав, поклонись ему". Исаакий же, не поняв бесовского наваждения и забыв перекреститься, вышел из келии и поклонился, как Христу, бесовскому действу. Тогда бесы воскликнули и сказали: "Теперь ты наш, Исаакий!". Ввели они его в келью, посадили и сами стали садиться вокруг него. И сказал один из бесов, тот, что назвался Христом: "Возьмите сопели, и бубны, и гусли и играйте, а Исаакий нам спляшет". И начали им забавляться, И, измучив его, оставили его еле живого, и ушли, надругавшись над ним"451. "И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11,14).

Это один из самых неприятных и сложных вопросов для рериховцев: "Вы ведь признаете, что бывают ложные духовные состояния? Вы признаете, что бывают ложные голоса и "откровения"? Но тогда по каким именно критериям Вы различаете духов? Это