Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

искони" (Ин. 8,44)?

Но такова оценка человечества вдохновителями "Живой Этики". Первая фраза - из писем Е. Рерих454. Вторая - из полученной ею "диктовки" (Агни йога, 26).

И нельзя сказать, что это было написано в случайном приступе мизантропического настроения. Это - любимое выражение "махатм": "Сейчас расплодилось двуногие"455. "Мы живем в царстве, населенном в большинстве двуногими хвостатыми"456. "Следует исследовать различные толпы двуногих" (Надземное 345). "Нельзя даже представить себе, какое безобразное зрелище являют эти двуногие" (Надземное, 593). "Входы в Мир Надземный очень сокрыты для большинства двуногих" (Надземное 793).

Впрочем, в публичных публикациях Е. Рерих советовала опускать эти суждения ее "учителей": "фразу о хвостатых людях можно опустить"457.

Сопоставление "живоэтической" философии с христианской говорит, что Евангелие и агни йога пришли из разных источников.

Классический святоотеческий труд по теме "различение духов" - книга св. Игнатия (Брянчанинова) "О Прелести".

В ней предупреждается, что если душа человека не очищена, не преображена благодатью Христа, то открытие духовных чувств и созерцание мира духов делает человека слишком легкой добычей воздушных и недобрых разумов. Тело дано человеку как защита от духовного мира. Да, плоть тяжела; да, она отгораживает человека от духовного мира. Но в мире духовном подобное притягивается подобным. И если стена плоти истончена (постом ли, предельным мыслительным напряжением или кислородным голоданием), но душа еще живет в страстях - то и духовному взору предстанет не Господь, а именно те духи, что соответственны этим страстям. Так объясняет опасность преждевременного "отверзения чувств" свят. Игнатий Брянчанинов458.

"В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами посредством магнетизма, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых ангелов, обольщают и обманывают различными интересными сказками, перемешивая правду с ложью, - всегда причиняют душевное и даже умственное расстройство. Употребление магнетизма есть отрасль волхвования. При нем нет явного отречения от Бога, но несомненно имеется отречение прикрытое", - говорит св. Игнатий о первой волне неоязычества в интеллектуальных кругах прошлого века459.

По заключению этого святого отца, свойство тех видений, которые приходят от Бога, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, страх Божий и сознание своей греховности. Напротив, те видения, в которые люди вторгаются произвольно,