Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

что и Лысенко и даже "ПУКСы" Войновича выглядят просто эталонами академизма.

И происходит это, в частности, вследствие философской безграмотности теософов.

Разговор о том, в какой мере присуща философичность теософским текстам, необходимо начать опять же с определений.

Вопросу о границе, различающей внефилософский мир мифа и гнозиса от мира собственно философии, немало внимания уделил ведущий российский востоковед В. К. Шохин. Вот краткий реферат его размышления над этой темой:

"Кто были первые индийские философы - "махатмы", тайно руководившие духовной эволюцией человечества из мифической Шамбалы, йоги с птичьими гнездами на голове, отрешенно медитировавшие у подножия Гималаев, или первые теоретики, уже дискутировавшие проблемы познания, бытия и ценностей человеческого существования, как и первые греческие философы? Ответ однозначен и может быть связан только с последним способом решения этого вопроса. Однако он требует разрушения той мифологической картины индийской философии, которая неизбежно складывается в сознании любого непосвященного при обильной инфильтрации в это сознание стереотипов псевдоэзотерической печатной продукции "Международного центра Рерихов" и прочих притязательных, но малобразованных восточных и местных гуру1328... Автор настаивает на достаточно простой истине о том, что понятия "индийская философия" и "философия" соотносятся как вид и род. Вследствие этого подхода расхожее представление о том, что "индийская философия" соответствует не столько философии как таковой, сколько особому "жизненному пути", ведущему к "интегральному познанию" теософских истин, представляется автору не менее логически сомнительным, чем, скажем, идея о том, что один из прямоугольников может быть круглым... Автор следует рекомендации неоплатоника Ямвлиха, требовавшего четкого разграничения философии и теургии (букв. "богодействие")1329... Греки считали, что философ в отличие от божества еще не обладает истиной, но только стремится к ней. Соответственно, те, кто не только обладает полнотой истины, но могут быть уже "друзьями человечества", не суть философы, но персонажи мифологии. Поэтому, категорически утверждая, что первые философы Индии были философами, мы сразу дистанциируемся от агни-йоги, трансцендентальной медитации, "русского тантризма" и прочих псевдовосточных обществ, проповедущих то, что можно обозначить словосочетанием "теософия для толпы"1330... Генезис брахманистской философии почти точно совпадает с генезисом