Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

теократии был необходим хотя бы для того, чтобы показать, что теософия не имеет никакого нравственного преимущества над историческими религиями. Идеал теософии не является более бескровным, чем практика исторических религий.

Я не утверждаю, что нынешние возглавители рериховского движения лелеют в своих сердцах очертания подобных утопий и на ночных совещаниях составляют инструкции на тему "Как нам организовать революцию".

Но анализ теософских текстов приводит к тревожным выводам.

Первый из них - это поразительная насыщенность их военной терминологией. По свидетельству самого Николая Рериха именно эта черта отдалила от него многих друзей: "Помню, как многие даже хорошие друзья не могли понять, почему в беседах часто произносится понятие духовной битвы, понятие духовного доспеха, меча и щита"942.

Вот лишь некоторые из многих сотен рериховских текстов, насыщенных милитаристским лексиконом: "Учитель шлет чистое оружие против несовершенных человеческих отбросов"943. "Всякое нападение на ветхий мир приветствовано, каждая радость боя одобрена. Вы знаете Мой лик боя. Молния и гроза как наследие милостивой улыбки и покрытие глаз как громоотвод"944. "Само давление земной материи вызывает коррективу в лице Нашего братства - учреждения, незнакомого другим планетам по своей невольной боеготовности"945.

Как видим, и сами Рерихи видят уникальность этой своей воинственности, и другие люди тоже это замечают, причем не только христиане. Как заметил один из посетителей рериховского интернет-форума - "Ни в какой другой йоге не наблюдается такого азарта, с которым борются с противниками и врагами. Если вы найдете что-нибудь в таком роде в Йога-Сутрах Патанджали или в Бхагавадгите, черкните мне пару строк"946

Обилие слов из военного лексикона соответствует и идейной установке Рерихов на поиск врагов: "кругом прячутся враги"947.

Вот рериховский наставник из мира духов рассказывает действительно красивую притчу: "Представь, к тебе пришли четверо: старец, молодой воин, девушка и ребенок. Каждый по-своему просит дать понятие о Моем Учении. Каждый не может ждать. Должен ли ты найти что-либо подходящее для всех четверых? Пойми, насколько старец не похож на ребенка. Начнем с ребенка. Ребенок уже скучает. Ребенок убежал. Ты не нашел, что сказать ребенку. Теперь девушка. Молодежь любит огонь и быстроту. Девушка oглянулась на дверь. Рассеянно смотрит в окно. Ты мучаешься, не можешь найти, что сказать - говоришь: "Не знаю". Услыхала шепот "не знаю" и поднялась