Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

избавиться от этого позора - но им так и не удалось порвать с племенем спиритов-астралопитеков...

Они верят той же догме, что и тибетцы, полагающие, будто "умершие "чжангчуб" являются живыми Бодхисатвами, известные под различными именами в тибетском народе; среди которых и Лха - "духи", ибо они, предположительно, существуют более в духе, нежели во плоти. После смерти они часто отказываются от нирваны - блаженства вечного успокоения, или забвения личности - чтобы остаться в виде духовных астральных "Я" ради блага своих учеников и человечества в целом... Привыкший во время своей жизни оставаться в течение часов и дней в своей астральной форме, он обладает силой создавать после смерти вокруг себя свои собственные условия, и может опускаться или даже оставаться на земле сотни и тысячи лет"369. В демонологии Блаватской фигурируют три классы демонов - "Из этих трех классов первые два являются невидимыми; их тела представляют собой чистый эфир и огонь (планетарные духи). Даймоны третьего класса покрыты парообразными телами; они обычно невидимы, но иногда, отвердевая, становятся видимыми на несколько секунд. Это земные духи, или наши астральные души"370.

Как видим, в этом типе религиозности смерть физического тела не есть полное "развоплощение". Дух умершего остается в "астральном теле". Можно даже - с религиозной точки зрения - сказать, что он, напротив, не умер, а лишь ожил, избавившись от "плотного тела". Но правила честного ведения диалога в таком случае предписывают оповестить собеседников, на каком именно языке Вы собираетесь вести речь - на научном, на религиозном или же на своем собственном, в котором общеизвестным словам приписаны смыслы, ведомые лишь Вам.

Когда теософы говорят, что их "Учителя" не являются духами, но пребывают "в теле", они просто говорят на своем жаргоне (но надеются, что мы поймем их слова, приписав всем употребленным теософам терминам их обычное значение). Дело в том, что в теософии вообще нет ничего не-материального, ничего чисто-духовного. Мысль - это тоже материя. Даже Абсолют для них - и то "материален". У всего сущего, по их мнению, есть тела, но только разной степени "плотности". "Само понятие материии материальности в Живой Этике необычайно расширено. То, что в религии называют духом, это тоже материя, только материя тончайшая. Она пока еще не изучена наукой"371. "Вся материя есть не что иное как различные состояния духа"372. "Называем живым каждого, сохраняющего полное сознание в тонком теле"373.

Если это так, то вообще нет возможности