Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

пронизывает все сущее и в которой Она сама является им"231.

А что на самом деле думали Рерихи о "Матери Мира"? Да то, что она никакого отношения к евангельской Марии, к Божией Матери, воспеваемой православными гимнами, не имеет: "Матерь Мира закончила свои земные воплощения еще во времена Атлантиды"232. "Матерь Мира нельзя понимать как земную Мать Христа"233. Это Парабрахман, непроявленный Абсолют: "Пространство называется Матерью до его кармической деятельности"234; "Оно вне измерения во всех смыслах"235. Ясно, что бездеятельное и непроявленное начало никого не может "вести". Сама с покрывалом на глазах (именно так она предстает на полотнах Николая Константиновича), она никому не может "открывать глаза"

Остается лишь поразиться духовному чутью русских церковных иерархов предреволюционных лет: еще не зная рериховского учения, Синод отказался дать благословение на освящение храма в Талашкино, в котором была фреска Рериха "Матерь Мира". Церковь почувствовала, что это - не о ее вере. Не Та, Которой молится она, изображена Рерихом. Символом рериховской "Матери Мира" по позднейшему признанию его супруги является индусская богиня Кали236. Богиня смерти, кстати говоря...kkkk

Внутренная мозаичность и даже противоречивость теософских текстов имеет много причин.

Первая - необходимость постоянного притворства (с буддистами - надо выдавать себя за буддистов, с христианами - за христиан). В одной и той же книге может быть написано, что "Учение Будды изгоняло отрицание"237. И тут же будет дан перечень того, что именно Будда яростно отрицал: "Будда отрицал существование личного Бога. Будда отрицал существование вечной и неизменной души"238. Здесь же говорится, что "так велика была его терпимость, что он никогда не говорил против обрядов или верований"239. И совсем невдалеке - "С самого начала он порицал все ритуалы и другие внешние действия... Все ваши правила, - говорил Будда изуверам, - низки и смешны"llll.

Между прочим, согласно Рерихам, не только в Будде не было отрицанияmmmm. Еще его не было... в Ленине: "В великом Владимире поразительно отсутствует отрицание"nnnn.

Вторую причину мы увидим позже - она состоит в медиумичности самих создателей теософии. Если обычная научная и философская книга появляется как результат систематических и последовательных размышлений автора, то теософские трактаты пишутся как "диктант" духов, чьи уверения проверке не подлежат - "Сам сказал!". Человек-медиум не властен над "сообщаемым" ему материалом, не вполне властен в его обработке