Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

Сюжет этой притчи строится на переписке, в ходе которой старший искуситель наставляет младшего, каким образом должно доводить клиента до требуемого состояния. И однажды Льюис заставляет этого наставника поделиться его затаенной мечтой: "Если нам когда-либо удастся создать изделие высшего качества - мага-материалиста, не только использующего, но и почитающего то, что он туманно и расплывчато именует "силами", отрицая при этом невидимый мир, мы будем близки к победному концу"564.

Уже "Письма Махатм" декларировали: "Мы верим только в Материю". Рерихи неоднократно презентуют себя в качестве материалистов. И при этом проповедуют именно магизм... Елена Блаватская во всяком случае гораздо более честно, чем Рерихи или их современные последователи, определяла, что такое теософия: "То, что раньше называли Магией, мы ныне называем Теософией"565. Рерихи же хоть и маскировались: "Мы против всякой магии" (Мир Огненный 2,268), но при этом принимали комплименты от "махатм" - "Очень радуемся естественному росту светлой магии Урусвати"566; "куется маг Фуяма мудро"567.

Граница же магии и религии проходит по отношению, в какое человек ставит себя перед лицом духовного мира. Это различие между молитвой и заговоромsssssss. Молящийся человек обращается к тому, что ставит выше себя, что почитает неподчиненным себе и своей воле. Он - просит. Произноситель же заговора (колдун) - приказывает. "Если в молитве положительный результат считается возможным от содействия высшего существа, то в заговоре он усвояется исключительно желанию, воле и требованию самого совершителя заговора"568. Иной, но весьма интересный акцент поставил в этом вопросе Б. Малиновский. "Что же тогда отличает магию от религии? Мы определили магию как практическое искусство в сфере сакрального, состоящее из действий, которые являются только средствами достижения цели, ожидаемой как их следствие; религию же - как совокупность самодостаточных актов, цель которых достигается их свершением"569. Религиозное действие, если оно сопряжено с религиозным переживаением, самоценно для религиозного человека. Мистик молится Богу отнюдь не ради земного дара; он обретает радость в самом состоянии молитвы. В колдовстве же все "функционально": маг использует силы, к которым он обращается (ну, и они используют его). То же понимание границы магии и религии встречаем и у Н. Зёдерблома: в магии "сверхчеловеческое используется лишь как средство, без должного благоговения перед его собственным содержанием и задачей"570.

Если мы