Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

не хватать, живая душа в нем чахнет и гибнет от истощения. Одухотворенный предмет снова превращается в мертвую материю. Последнее - одна из причин, почему индусы считают грехом прекращение ежедневного служения уже одухотворенным изображениям богов, за исключением тех случаев, когда даруемая им жизнь ограничена рамками особой церемонии. В таких случаях по окончании обряда их считают покойниками и с большой пышностью погребают в водах священной реки"644.

Это рафинированная форма общеязыческого убеждения в том, что боги питаются дымом жертв, сжигаемых перед их изображениями. И это - традиционная магическая практика "изготовления богов", описанная еще в герметическом трактате "Асклепий": "одушевленные изваяния, преисполненные сознания и духа, свершают столько великих деяний; существуют изваяния прорицательные, которые предсказывают будущее в снах и прочими способами, и иные, которые поражают нас болезнями или исцеляют, причиняют нам боль или дарят радость" (Асклепий,8); "поскольку сотворить душу было не в их (праотцов) власти, они вызывали души демонов или ангелов и заключали их в свои идолы посредством священных и божественных церемоний, наделяя идолов способностью творить добро и зло" (Асклепий,13). "Гермес... утверждает, что видимые статуи представляют собой как бы тела богов; в телах же этих находятся привлеченные туда духи, имеющие отчасти силу или причинять вреди или исполнять кое-какие желания тех, кто оказывает им поклонение. Привязывать посредством некоторого искусства невидимых духов к видимым вещам и значит творить богов" (Августин. О Граде Божием. 8,23). Неоплатоник Прокл с восторгом описывает возможности животворения статуй: "таинство, в котором очистили некоторые изображения и символы и расположили их вокруг статуи, сделало ее живой" (Прокл. Теология Платона 1,28)gggggggg.

"Одушевленные статуи" были знакомы древним христианам - причем даже в апокрифах причина их "одушевления" связывается с падшими духами: "Был там (в Египте) идол... Состоял при нем жрец, ему услужавший, и все, о чем вещал сатана из недр идоловых, передавал он народам Египта"645. Об индийских идолах апокрифические сказания утверждают то же самое - "в идоле обитал некий демон, утверждавший, будто он исцеляет немощных, но лишь тех исцелял, на кого сам же он порчу и навел"646. Св. Викторин Петавийский при толковании апокалиптического пророчества о "говорящем образе" говорит, что в статую антихриста, водруженную в Иерусалимском храме "войдет падший ангел"647.

Если не знать этих