Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

ответов удостоверяют свое согласие с нашей верой" (Тертуллиан. Против валентиниан, 1).

Рожденное несколько позже манихейство (боровшееся с гностицизмом, но немало и впитавшее в себя гностических идей) также практиковало эзотерический туман, прикрываясь то христианскими, то буддистскими одеждами. В итоге в 732 г. Китайский император издал указ с предупреждением: "Учение Мар Мани ложно принимает имя буддизма и обманывает народ"47. На Западе же манихеи "завербованного в секту неофита неторопливо и осторожно увлекали все дальше от догматов папской церкви. Манихейские таинства преследовали две цели: незаметно изменить стереотипные привычки и мировоззрение новичка, а затем научить его условному языку манихеев, требовавшему кропотливого и долгого обучения под руководством наставника. Далеко не каждый допускался до этой ступени... Лишь "совершенные" знали, что за разговорами о церковной реформе скрывается идея совершенно иной, противостоящей католичеству, церкви"48.

В конце IV в. тайных манихеев в Египте было так много даже среди монахов, что патриарх Тимофей принужден был принять особые меры, чтобы отличить их от православных - для чего он разрешил монахам есть мясо (правда, только по воскресеньям) - то есть совершать поступок, осуждаемый манихейской догматикой49. Но "в публичных диспутах, конечно, положение представителей манихейской точки зрения было нелегким. Ведь они репрезентовали религию, в догмах и ритуалах которой не содержалось ничего христианского и которая, несмотря на это, выдавала себя за истинное христианство. Естественно, для христиан было довольно легко опровергнуть это дерзкое утверждение"50.

В IV веке блаж. Иероним Стридонский пишет, что у современных ему оригенистов есть "правило, - что должно не легкомысленно бросать бисер перед свиньями и давать святыню псам (ср. Мф 7), но говорить с Давидом: В сердце моем сокрыл я слово Твое; не дай мне уклониться от заповедей Твоих" (Пс 118,11), так же, как и в другом месте он говорит о праведнике: "который говорит истину с искренним своим", то есть с людьми, близкими по вере. Они хотят, чтобы из этого заключали, что мы как еще не посвященные должны слушать ложь, чтобы, подобно малолетним, питающимся молоком младенцам не обремениться питательностью более твердой пищи. А что они [оригенисты] с клятвопреступлениями и ложно соединяются между собою на оргиях - это очень ясно показывает шестая книга "Стромат" (в которой наш догмат он приравнивает к мнениям Платона)... Они клятвенно утверждают многое,