Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

М., 1989, с. 473).

qqqq Торжественное открытие конференции // Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). № 4 (23). М.,1999, сс. 21-22. Слова эти были сказаны Е. М. Примаковым в начале октября 1999 года. И, похоже, они весьма осложнили его политическую "карму": вскоре его рейтинг неумолимо пополз вниз.

rrrr Тут я вынужден написать несколько слов о себе. Вопреки слухам, что распускают про меня рериховцы, я никогда не преподавал ни "научный атеизм", ни вообще марксизм-ленинизм. Ради того, чтобы устранить от себя такую необходимость, я отказался от преподавания на философском факультете МГУ (хотя такое предложение было) и от вступления в КПСС. На кафедре атеизма я учился не критиковать религию, а защищать ее от атеистического напора - ибо уже в самом начале учебы на этой кафедре начал отождествлять себя с той стороной, на которую атеисты нападали. В Церковь я пришел еще в 1982 г. (учился я тогда на 4-м курсе). "Перестройкой" тогда и не пахло. После того, как я перешел на работу вахтера в семинарию, моего отца попросили с работы в Президиуме Академии Наук... Сегодня это со стороны кажется "перетеканием из одной идеологии в другую, где для него открылись карьерные перспективы" (Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001, с. 356). Впрочем, рериховцы воспитаны в таком презрении к людям, что им в голову не приходит, что кто-то может быть с ними несогласен из мировоззренческих, нравственных, научных, а не из "корыстно-карьерных" побуждений...

ssss Например: "Спецификой религиозного отражения является мысленное расчленение окружающего мира на две части: естественную и сверхестественную" (Гордиенко Н. С. Основы научного атеизма. М., 1988, с. 16),

tttt "Стоики говорят, что бог является телом (Климент Александрийский. Строматы. 5,14,89).

uuuu Пример слишком широкого определения религии - "Под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую обет для преданного служения" (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990, с. 158).

vvvv "Всякая религия основывается на признании некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь", - пишет английский культуролог К. Г. Доусон (К. Г. Доусон. Религия и культура. Спб., 2000, с. 62).

wwww Фрэзер Дж. Золотая ветвь М., 1980, сс. 63-64. Подробнее о властном обращении с религиозными