Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

никакой особой враждебности к папизму, по крайней мере, большей, чем в отношении любой другой существующей догматической и ритуалистической вере"880. Православие, насколько мне известно, также обладает и догматикой, и ритуалом... И стоило в России появиться своим гарибальди - как Рерихи привезли уверение Махатм: "мы посылаем вам всю нашу помощь". Впрочем, и намерение Блаватской относительно Папы Рерихи вполне одобряли: "Нужно наблюдать небывалое событие, чтобы толпа требовала смерти Папы в сердце Ватикана. Ведь такой жар-цвет не расцветал еще никогда"881.

И по сю пору идеалом Вождя для рерихианцев остается Ленин - "Ленин служил Эволюции, и ради этого ему пришлось идти самым верхним путем - используя всех и вся для достижения Высшей цели - победы Революции в России"882. Таков, значит "верхний путь" теософии: "использовать всех и вся для достижения Высшей цели".

Лидер рериховского движения 80-х годов писатель В. Сидоров бравировал своим подпольным статусом ("Я причастен подпольному духовному братству") и в случае, если выборы в России не приведут к власти коммунистов, был готов даже развернуть кампанию гражданского неповиновения883.

А нынешний рериховский вождь Л. Шапошникова когда-то недвусмысленно осуждала политику "ненасильственного", "реформационного", "легального" пути. "Руководя борьба против материализма, индийская буржуазия, однако в силу своего классового характера выступала против классовой борьбы трудящихся масс, старалась развивать такие формы национально-освободительного движения, которые не содействовали бы активизации классовой борьбы пролетариата и крестьянства. Теория "ненасильственной" борьбы поэтому была принята Национальным Конгрессом в качестве его официальной идеологии... В силу своего классового характера правое крыло Конгресса настаивало на "законных", конституционных формах антиимпериалистического движения и не отказывалось подчас от сотрудничества с колониальными властями... Национальный Конгресс стремился ослабить классовую борьбу пролетариата, направить ее по реформистскому руслу"884. Ее сердцу был милее прямой терроризм - она с сочувствием писала о том, что "значительное число участников боевых революционных выступлений, в том числе коммунисты, осталось в тюрьмах"885.

Понимаю - книжка старая, и в этих словах можно увидеть просто дань идеологической цензуре... Но "выдающийся ученый" Л. Шапошникова ведь нигде не заявляла о том, что она пересмотрела свои прежние взгляды. Так что большевизанские симпатии