Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

будто на этом соборе обсуждался вопрос библейского канона.

Св. Афанасий Великий, активнейший участник 1 Собора, в 367 г. пишет специальное послание (Праздничное, 39-е), в котором перечисляет книги Нового Завета, но и в нем он никак не упоминает, будто этот перечень имеет какое-то отношение к Собору.

Вопрос о границах библейского канона не вызывал соборных дискуссий вплоть до Лаодикийского собора 363 г. и 3 Карфагенского собора 397 г.. Если бы Вселенский собор уже решил этот вопрос в 325 году, то было бы странно обращение к этому же вопросу позднейших частных соборов, вдобавок без малейших ссылок на предыдущее авторитетное решение.

Все это очень легко проверяется и по древнейшим источникам, и по научной литературеyyyyyyyyyyyyy.

Итак: зачем же Е. Блаватская и Е. Рерих сочли необходимым придать достоверность католическому мифу (давно отвергнутому самими католиками1276), находящемуся в очевидном противоречии с реальной историей? Такая готовность верить "компромату" не выдает ли внутреннее отношение Блаватской и Рерих к Церкви: жестко агрессивное, хотя и скрываемое под "внешними щитами"? Легкость, с которой Блаватская и Рерих подхватили эту "сенсацию", не приоткрывает ли, что внутренне они были готовы принимать и распространять самую негативную информацию о Церкви - вплоть до сплетен?

Как Блаватская читает источники, можно увидеть на примере цитирования ею "Исповеди" Августина. Предлагая убедиться, что христианство несравненно кровожаднее языческих культов, она приводит слова Августина: "Дивна глубина твоих слов, о Боже мой, дивная глубина! Страшно заглядывать в нее; да... благоговейный ужас почитания и дрожь любви. Врагов твоих (читайте - язычников) поэтому ненавижу неистово; о, если бы ты убил их своим обоюдоострым мечом, чтобы они больше не могли быть врагами ему; ибо я так бы хотел, чтобы были они убиты"1277.

Теперь приведем полный текст: "Удивительная глубина слов Твоих! Вот перед нами их поверхность - она улыбается детям, но удивительна их глубина, Боже мой, удивительна глубина! с трепетом вглядываешься в нее, с трепетом почтения и дрожью любви. Ненавижу неистово врагов Писания. О, если бы погубил Ты их мечом обоюдоострым - да не будут они врагами его. Так хочу я, чтобы они погибли для себя, чтобы жить Тобой!" (Исповедь. 12,14).

Это текст в защиту Писания, насыщенный аллюзиями на Писание. "Меч обоюдоострый" - это отнюдь не меч палача, но Евангелие: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения