Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

Свободным, Любящим, Разумным. Подлинная связь с подлинным Богом только и может быть названа религией. Все остальное - миражи, имитации, подделки.

Теософия не ведет к Богу Евангелия. К тому Богу, о Котором сказано "Бог есть Любовь" и Которому молился Христос - "да будет воля Твоя". Блаватская, процитировав слова одного из еще недостаточно расхристанных теософов - "Есть Добрый и любящий Разум, заполнивший Природу", - не смогла удержаться от издевки: "Отчего это "любящий"? Если это Абсолют, то у него не может быть никаких признаков, в том числе и любви или ненависти. "Да будет воля твоя". Мы не знаем такого существа, которому может быть адресована эта фраза"1525.

И поэтому теперь уже не как религиовед, а как христианин я могу овтетить на выпад Л. Шапошниковой: "Так вот, является ли философская система Живой Этики религией, и не просто религией, а именно такой, которую в ней желает видеть Кураев? Именно сатанинской. Хотя должна предупредить сразу, что подобной религии еще не существовало в истории духовной культуры человечества. И, я уверена, существовать не будет. Ибо два эти понятия - "религия" и "сатанизм" - по своему смыслу несовместимы. Религия, или латинское religio - означает благовестие, набожность. Сатанизм, полагаю, такие качества отрицает. Нельзя же так сказать - "благочестивый сатанизм" или "сатанинское благочестие". Но для Кураева, прошедшего школу идеологического тоталитаризма, ничего невозможного нет"1526.

Филологически латинское religio вообще-то не означает ни "благовестия", ни "набожности", а означает просто связь (либо связь людей между собою в выполнении некоего ритуала, либо их связь с тем духом, к которому они обращаются). И эта связь может быть в том числе и с демоническим миром. Так что с точки зрения филологии и религиоведения религия может быть сатанистской.

Но если уж Шапошникова решила слово "религия" принять не в религиоведческом его значении, а в богословском, если со словом религия она связала специфически церковные слова - "благочестие, благовестие, набожность", то тут я спешу с ней согласиться. Да, ни благочестия, ни набожности, ни благовестия (по гречески - Евангелияmmmmmmmmmmmmmmmm) в теософии нет. А есть лишь бесконечные издевки над благочестием и верой "невежественных христиан" (кто тут только что сказал, что именно "сатанизм отрицает благочестие и набожность"?).

Но вот что удивительно. Когда рериховцам говоришь, что их "учение" -это религия, то они возмущаются. А если им скажешь, что вы не имеете ничего общего с христианской религией,