Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

и систем вещал Учитель М. через Е. П. Блаватскую, - но Теософическое Общество превратилось в узкую оккультную секту"983. "Мы можем показать путь происхождения каждой Христианской конфессии, каждой, даже самой маленькой, секты. Последние являются маленькими веточками или побегами, выросшими на более крупных ветвях; но побеги и ветви берут начало от одного и того же ствола - РЕЛИГИИ МУДРОСТИ"984. "По крайней мере, именно таково Учение Сиамской Секты, которое сейчас считается самой чистой формой экзотерического Буддизма"985. "Однако первые (верные буддисты Сиамской секты, во всяком случае) не верят ни в Бога, ни в будущее вознаграждение вне этой Земли. Они не молятся - ни жрецы, ни миряне. "Молиться!" - воскликнут они в глубоком удивлении, - "Кому или чему?". Спрашивающий. Тогда они настоящие атеисты. Теософ. Это невозможно отрицать, но также они самые любящие добродетель и добропорядочные люди во всем мире"986. "Hiraf'у следовало бы добавить к названию "розенкрейцеры" слова "как особая секта", потому что это все-таки была секта, одна из многих ветвей единого древа"987. "Когда мы говорим о "буддистах", мы не включаем сюда многочисленные еретические секты, распространенные повсюду в Китае и Японии, которые утратили всякое право носить такое название. С ними мы не имеем ничего общего. Мы подразумеваем лишь буддистов Северного и Южного храмов - так сказать, католиков и протестантов в буддизме"988.

Итак, можно ли сказать, что в понимании основательниц теософии слово "секта" означает тоталитарное общество, совершающее "непомерные финасовые поборы", разрушающее семейную жизнь и психику своих адептов?

В понимании теософинь слово "секта", если оно употреблялось не просто в историко-религиозном смысле, означало некую "ограниченность" (словосочетание "сектантское ограничение" характерно для текстов Е. Рерихdddddddddd). Ну что ж, употребляя именно в таком смысле слово "секта", нельзя не заметить, что оно вполне приложимо и к самому теософскому и рериховскому движениюeeeeeeeeee.

Ведь отделяет же себя теософия от церковного христианства - вот уже и есть "ограниченность". Сколь нетерпимым бывает теософское отношение к Церкви, можно судить по такому, например, эпизоду. Из Америки пришла весть о кончине одной из русских рериховских сотрудниц. "Очень тронуло меня, что она пожелала, чтобы ее тело было предано сожжению и без особого религиозного обряда, который выродился в никому не нужную тягость"989.

Понимаю, что для Е. Рерих церковный обряд отпевания пуст. Понимаю, что и в восприятии