Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

против чего мы будем бороться"1185.

Если не-каббалист (то есть христианин или просто светский ученый) попробует не согласиться с теософами - в ответ он услышит: "мракобесы отвергают всякий оккультизм. Вот уже истинные подонки, не пригодные ни к чему. Космический сор, просто подлежащий уничтожению!"1186. Они даже имени человеческого недостойны - "Мракобес Васька Иванов" постоянно появляется в семейной и кружковой переписке1187.

Так выражается благовоспитаннейший Николай Константинович Рерих...gggggggggggg И именно таков - через "выметание сора" - рериховский путь к "примирению религии и науки". Кстати, кто тут сказал, что "пренебрежение к науке есть погружение во тьму" (Аум, 440)?

Теперь пришла пора дать определение термину "оккультизм", который я часто прилагал к теософии.

Мне представляется религиоведчески корректным определение, предложенное А. Ф. Лосевым: "Во избежание кривотолков мы сейчас перечислим те пункты гностического вероучения, которые мы объединяем понятием оккультизма. Это: 1) общехристианское и вполне ортодоксальное учение об откровении, специализированное в отношении экстатической и вообще восторженной гносеологии".

В теософии и в самом деле весьма "восторженная" гносеология, сводящаяся к записыванию астральных голосов, дающих откровения.

"2) преувеличенное использование гностиками в христианском вероучении пневматических моментов"

В теософии то, что адептом переживается как "пневматический" момент озарения и "высокого собеседования" и в самом деле представляется ему несравненно более значимым и истинным, нежели утверждение библейского текста или Церкви.

"3) связанный с натуралистическим персонализмом символизм и аллегоризм".

В теософии космические, природные феномены и процессы вновь обретают свою личностность и персональную биографию (вспомним приключения Сатурна и Урана), а символизм и аллегоризм в истолковании космических процессов теософами явно предпочитаются научным моделям (в итоге для теософов астрология интереснее астрономии). "Везде тут перед нами не категории, а живые личности"1188. Оккультизм ставит перед собой "сотериологические цели с помощью мифологически сконструированной системы понятийных категорий"1189.

"4) весьма преувеличенное человечески-бытовое снижение абсолютной личности, которая тут же оказывалась небывалым преувеличением и даже обожествлением человеческой личности, создававшим почву для весьма гордой самооценки и для того, что ортодоксия трактовала как отсутствие