Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

анализа.

Итак, из того, что разум не может позитивно решить все проблемы религиозной жизни, никак не означает, что он не способен помочь в решении хотя бы некоторых. Поэтому и анализ теософии здесь будет вестись не на уровне "мистических переживаний", а на уровне работы с источниками и апелляции к логике. Во многих местах предлагаемого текста проводится вполне заурядная научная работа с историческими источниками, то есть такая работа, каждый шаг которой может быть проверен и понят человеком любых религиозных воззрений.

В некоторых случаях автор дает свои дефиниции. Поэтому при несогласии с теми или иными моими тезисами придется уточнять: одинаково ли понимание того или иного термина (скажем, "религия", "обряд", или "вера") у автора и у читателя.

Кроме того, в рамках разговора о методологии предполагаемой дискуссии, я должен сказать, что я не обвиняю современных теософов (за исключением некоторых, вполне доказательных случаев, о которых речь пойдет ниже) в сознательной лжи, состоящей в том, что антихристианское учение они пытаются выдать за вполне евангельское. Я буду с ними спорить, но не буду обзывать безнравственными подлецами.

Для большинства людей, издалека симпатизирующих их учению, "Тайная Доктрина" Блаватской осталась тайной. Для них и написана эта книга.

Кем в таком случае я считаю своих оппонентов? - Хорошими людьми, оказавшимися в плену у плохой философии.

Поскольку эта книга написана в жанре компаративистики (сравнительного сопоставления), то тут же приведу и первое из них.

Знаете, что думали Рерихи о своих оппонентах? - "Мы должны понять, что имеем дело не с культурными людьми, но в большинстве случаев с отбросами"11; "Идиоты,.. нестоящий материал"12.

А вот что говорят наши современники: "Татьяна Ивановна процентов восемьдесят своего доклада посвятила Кураеву, называла часто это имя. Иногда слышишь от рериховцев: "Господи, о чём мы там говорим самоутверждающееся ничтожество" и т.д. Думаю, что это не совсем правильная позиция. Это безусловно, самоутверждающееся существо"13. "Мы зря упоминаем тут имя Кураева. Тут было сказано слово "существо" и мне кажется, что оно в этом случае больше подходит"k.

Моя же цель будет не в том, чтобы сказать ответную гадость. В этой книге я как раз не намерен проводить границу между собою и Рерихами. Я хочу показать то общее, что у нас есть. И православное христианство, и теософия Блаватской, и Агни Йога Рерихов - это порождения религиозного поля. Это - религии. Вот это то, что реально есть