Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

yyy " - Как Вы относитесь к учению Рериха и Блаватской? - К Рериху - прекрасно. Он мыслитель, художник и имеет право на свой взгляд, свое мнение... А учение Блаватской неприемлимо для христианства, хотя в нем нет ничего аморального" ("Церковь - это все мы вместе". Из ответов еп. Иркутского и Ангарского Вадима в Иркутском Педагогическом институте // Советская молодежь. Байкальский регион. Иркутсу, 1995, 7 окт.).

zzz "Гребенщиков и Завадский не знают: 1. О получении камня. (Знают лишь легенду без отношения к нам). 2. О сообщениях через столик. (Слышали о видениях, писаниях и голосе)" (Рерих Н. К. Письма в Америку. 1923-1947. М., 1998, с. 24). "Шклявер посвящен только во внешние и, конечно, тоже не во все действия" (Рерих Е. И. Письма. Т.2. 1934. М., 2000, с. 258).

aaaa Готовность рериховцев отрицать даже очевидное поражает. Е. Рерих, например, говорит - "Идеология, проводимая в книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием новой эпохи, и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира" (Письма Елены Рерих 1932-1955. - Новосибирск, 1993, с. 343). Но стоило светским религиоведам упомянуть о рерихианстве как об идеологии - и тут же следует протест: "миф, упорно развиваемый авторами - идеологическая направленность рериховского учения. Нет нужды говорить о том, что Живая Этика не является и не может быть идеологическим" (Гиндилис Л. М. Фролов В. В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии. 2001, № 3, с. 93). Нужда-то говорить об этом есть (хотя бы потому, что сами творцы Живой Этики считали свой плод именно идеологией). Но для начала такого разговора рериховцам стоило бы дать определение идеологии - а потом уж доказывать, что в рерихианстве нет идеологического пафоса и идеологических претензий.

bbbb "Никогда не санкционирует история реакцию как возвращение к недавнему прошлому. Стремление императора Юлиана восстановить гибнувшее язычество тогда, когда христианство расширялось в свой расцвет... или возвращение к христианской общине теперь, когда в мир брошены лозунги коммунизма. Одно - тупейшая реакция; другое - бросок далеко вперед. Прошлое - не более как догорающие костры" (Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. Спб., 1999, с. 18).

cccc Публикация в: Рябинин К. Н. Развенчанный Тибет. Подлинные дневники экспедиции Н. К. Рериха. Магнитогорск, 1996, сс. 389-390. См. также: Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1: 1920-1928). М., 2002, с. 528. Впрочем, с той легкостью, с какой Рерих на Востоке объявляет себя