Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

придыханием пишут рериховцы, просто подтвердил на основании вполне земных архивов советских спецслужб журналист Олег Шишкин. Все оказалось немного проще: в конце 1919 г. в Лондоне с Рерихом знакомится связной Коминтерна Владимир Шибаев. Затем их встречи стали постоянными145.

Может быть, их сотрудничество было совершенно бескорыстным. Просто встретились два интересных человека. Ну, помогали они чисто по-дружески один другому: то Рерих с собою возьмет в тибетскую экспедицию советских агентовooo, то "друзья", не торгуясь, купят несколько картин художника, заплатив при этом бриллиантами. Не отсюда ли знаменитый рериховский "чемодан с бриллиантами"ppp?

Сотрудничество с Коминтерном - это действительно эзотерика. Рериховцы отрицают его не менее настойчиво, чем религиозный и антихристианский характер своей доктрины.

Так что - искренне ли было обращение Рериха в большевизм? В глаза Рерих от имени Махатм льстит большевикам: "Вы преклонились перед красотой" (из письма Махатм вождям Советского Союза). На деле же в тот день в Москве Рерихи в глаза хвалили тех, кого в сердце презирали, за что и получили потом похвалу от Махатмы: "Истинное мужество было явлено при передаче Моего Послания самым ужасным людям"146; "Вы ехали в гнездо безумия"147. Свое влияние на Рузвельта Рерихи использовали для того, чтобы не допустить установления дипломатических отношений между США и СССР ("Как может он (Рузвельт) согласиться на признание большевиков? - Он окружен невежественными людьми и невидимым врагом... Нужно повторять в Америке, что Знамя Мира и непризнание СССР служат первыми условиями Нашего Плана... Америка не приняла Нашего совета. Напомним, что Америка могла затянуть переговоры до приезда Посла [т.е. Н. К.Рериха]"148 (осень 1933 г.).

Итак, Рерих одним людям говорит одно, другим - другое, даже противоположное. У оккультистов это называется "говорить по сознанию", применять "принцип соизмеримости" или использовать правило ("канон") "Господом твоим". И вот Рерих одним говорит, что он - православный, другим приоткрывает свою страсть к буддизму и оккультизму. Одним он рекомендует себя как коммуниста, другим - как борца с коммунистическим вандализмом. В одном кругу он восхваляет материализм, в другом называет "собачьей психологией". И хотя в его высказываниях, рассчитанных на восприятие в Советской России более чем достаточно восхвалений большевизма, я все же полагаю, что лишь "гримировался" под коммуниста - как в иных случаях он гримировался под христианина.

Тертуллиановский