Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

как-то говорит о себе: "Чем больше я люблю человечество вообще, тем больше ненавижу каждого человека в отдельности". Что-то очень похожее происходит в деятельности теософов. Их устремленность ко "вселенскому духовному братству", к экуменическому объединению конфессий имеет своим ближайшим плодом нечто совершенно противоположное: усугубление религиозных разделений.

Этот вопрос имеет прямое отношение к вопросу о религиозной структурированности рериховского движения. Это вопрос о том, претендует ли это движение на контроль над мыслями и верованиями своих членов, или же им и в самом деле разрешается исповедовать воззрения любой из религий. Публичные декларации теософов утверждают, что в их движении господствует широчайшая свобода совести. На деле же она допускается лишь на первых порах - для неофитов, недостаточно еще "посвященных" в суть той "тайной доктрины", что вбирает их в себя. Потом же человек - какой бы из исторически сложившихся религий он ни принадлежал - должен будет открыть свою прежнюю веру для теософской критики (исключения будут сделаны лишь для тех людей, которые располагают определенным общественным влиянием - от них теософы ждут лишь "сотрудничества", взаимного выражения симпатий и не настаивают на том, что эти попутчики разделяли все стороны теософского учения).

По слову Блаватской, "Теософическое Общество не исповедует никакой догматической веры, не требует от теософов отречения от прежней веры, уважает наружно все веры и исповедания и всякий теософ верит, как хочет. Мы никого не заставляем верить как мы верим. У нас есть члены христиане, мусульмане, буддисты, брамины, дарвинисты ученые, агностики и вольнодумцы - но нет материалистов, да и места им у нас нет"yyyyyyyyyy.

Вроде бы налицо декларация полной терпимости. Но есть весьма важное продолжение: "На нашем языке "материалист" не то, что на вашем. Вы зовете этим именем неверующих в загробную жизнь и ни во что, кроме материи. Мы - всех верующих в церковные догматы и учения - потому что последнее есть страшнейшая материализация духа". По признанию Блаватской, ее философия "Единой Субстанции" создается "на основе всех древних и современных религий, кроме христианства и магометанства"1041.

Итак, человек, верующий по-церковному, христианин, не может быть теософом.

Да и что ему там делать, если, по слову Блаватской, "Я полагаю, Вам известно, что я все больше становлюсь буддисткой - de facto, а не de jure - и что я не признаю ни Иегову, ни любого другого небесного аристократа"1042.