У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

ткани должны быть постепенно заменены на

более чистые и утонченные.

Во-вторых, претендент должен научиться анализировать, дисциплинировать и

контролировать свой внутренний мир: свой разум, мысли, интеллектуальные и

психические способности. Этот в высшей степени сложный этап у нас проходят уже

признанные Братья (F. C.). На него отводится пять лет, что вместе с предыдущими

семью составляет двенадцать. В силу этого о претенденте, должным образом

выдержавшем данное испытание, в древности говорили, что его «мистический возраст

составляет двенадцать лет» (об этом я расскажу подробнее чуть ниже).

В-третьих, необходимо пройти еще «последнее и главное испытание», которое

заключается в подавлении и подчинении собственной, персональной воли, полном

искоренении ощущения личной обособленности, дабы мелочная личная воля смогла

раствориться в Божественной Вселенской Воле, и иллюзия собственного независимого

существования уступила место осознанию принадлежности к единой Жизни,

охватывающей всю Вселенную. Только так человек может вознестись от нереального

состояния непрестанной борьбы и метафорической смерти к познанию конечной

реальности, покоя и вечной жизни. Обрести это знание значит достичь статуса

Мастера (M. M.), полностью подчинившего волевому контролю свою низшую природу и

развившего в себе качества, необходимые для высшей жизни. О достигшем этой

ступени говорят, что его мистический возраст составляет тридцать лет (к этой

теме я тоже еще вернусь).

Именно эти три этапа — три задачи, или процесса — представлены в сжатой и

драматизированной форме в наших трех ступенях. Каждый масон, проходя через эти

этапы, должен церемониально отождествлять себя с тем, что они означают; он также

торжественно клянется следовать им на практике в своей дальнейшей жизни.

Очевидно, что все эти три задачи чрезвычайно трудны и требуют, чтобы претендент

уделял им всё свое время, все мысли и всю свою сконцентрированную энергию. Их

нельзя решить простым прохождением через серию церемоний в течение трех

последовательных месяцев, поскольку в этом случае претендент, даже исполнив все

положенные ритуалы, так и не станет посвященным, но останется тем же, кем и был

раньше — невежественным и погруженным во тьму человеком, знающим только то, что

его в спешном порядке прогнали сквозь три формальных ритуала, наградив по их

завершении величественным титулом Мастера-масона.

Следовательно, мы с полным правом можем заявить, что масонство в его нынешней

неразумной трактовке не производит истинных посвящений, да и не может этого

сделать, ограничиваясь исполнением формальных ритуалов. Но даже в этих

формальностях ревностный масон, неутомимо следующий по пути Света, способен

разглядеть четкую схему процесса духовного самосовершенствования, которой он

может следовать в дальнейшем, рассчитывая лишь на собственные силы. И если он

решается на это, в его руки попадает самый главный ключ к срединной истине и

скрытым тайнам его собственного бытия; и ключ этот — неукротимое стремление

отыскать внутренний Свет.

«Этот ключ висит или лежит?» — спрашивается в одном из наших наставлений. Для

большинства масонов он лежит. Лежит, ржавея, поскольку им уже давно никто не

пользуется. А не пользуются им потому, что наши собратья либо не хотят, либо не

могут этого сделать; и нет рядом никого, кто мог бы их этому научить. Но для

некоторых, весьма немногих, сей ключ всё еще висит (вы уже знаете, где); и хотя

он вовсе не из металла, те, кто после долгих и напряженных поисков (пусть даже

несколько сумбурных и нецеленаправленных поначалу) наконец нашел его и сумел им

воспользоваться, могут с полным правом рассчитывать на то, что пред ними

распахнется дверь, ведущая в Ложу их собственной души; и когда последняя пелена

иллюзии спадет с их глаз, возвращая им способность видеть, они встретятся лицом

к лицу с Мастером этой Ложи и смогут назвать себя равными Ему.

Поэт, хорошо знакомый с процессом истинного посвящения, описал его следующим

образом:

«Вглядись в свое сердце, чтоб ключ отыскать.

С собою возьми только то, что другому не взять...

Когда потеряешь, потерю найдешь;

Умри, и бессмертную жизнь обретешь.

Завеса спадет и с земли, и с небес.

Грядет Апокалипсис! Мертвый воскрес.

Увидел он то, что его ослепило:

Все разом померкло, что видимым было.

Что смертному — зренье, ему — слепота;

Их жизнь — будто смерть; а их свет — темнота.

Закончился поиск...»

Фрэнсис Томпсон. «Mistress