У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

высшем уровне

деятельности) новое применение для пшеницы Деметры и вина Диониса-Бахуса. Тогда

как масло — выжатый и очищенный продукт, получаемый из оливок, — символизирует

ту Мудрость, которая являет собою квинтэссенцию всех накопленных знаний и опыта

и ассоциируется в разных школах мистерий с Афиной, с Соломоном и с Елеонской

Горою.

Духовный Каменщик не просто зарабатывает плату за свои труды; точнее будет

сказать, что его работа сама, автоматически, влечет за собою благотворные плоды.

Заказчиком в данном случае выступает Бог, который заранее вкладывает все свои

дары в самого Каменщика; и задача последнего, таким образом, сводится к тому,

чтобы обнаружить их в себе и научиться ими пользоваться, что возможно лишь в

результате напряженных трудов. (Точно так же сыновьям Иакова были возвращены их

деньги в их же собственных мешках с зерном.)

Самого масона сравнивают с пшеничным колосом, питаемым падающими с небес Водами

Жизни. Благодаря наличию в человеческой природе животного элемента, он сам себе

служит тем «волом, который молотит копытами пшеницу», отделяя золотые зерна от

породивших их стеблей. Он сам себе «молотилка Арауны», отделяющая собственные

зерна от своих же плевел. Он сам давит свой виноград, и никто не сможет помочь

ему затем процедить молодое вино, ибо вино — это его собственный возвышенный и

очищенный разум, коим следует до краев наполнить свой мозг, вытеснив оттуда

прежние несовершенные представления. Он сам себе и масличный пресс, ибо из

собственного опыта и самопознания извлекает он мудрость — то масло, которое

помажет его радостью и наградит высшими способностями. Стекая вниз «по его

одеждам», сие масло проявляет себя во внешнем мире — в физической личности и ее

действиях.

Теперь становится понятным, почему зерно, вино и масло кладут на алтарь во время

освящения каждой масонской Ложи — именно эти продукты символизируют плату,

заработанную Каменщиком. На воротниках служителей Главной Ложи неслучайно

изображены колосья пшеницы и побеги оливы: этот символ свидетельствует о том,

что каждый, кто, подобно им самим, достигнет высот масонской профессии, обретет

реальную способность причащать хлебом, вином и маслом тех, кто стоит ниже его в

иерархии Ордена.

Однако бывает и другая, менее приятная плата, которую тоже следует принимать без

сомнений и недоверия, поскольку она тоже является свидетельством развития и к

тому же дисциплинирует ученика. Человек не может приступить к переустройству

собственной природы и преобразованию своей внутренней структуры, не вкусив всех

заслуженных им плодов и не затрагивая (порою весьма бесцеремонно) ткани своих

эмоциональных и ментальных оболочек. Поэтому для тех, кто всерьез решил взяться

за возведение собственного храма, то и дело возникающие препятствия или

неприятности — вещь вполне обычная. Нередко платой за их труды становятся

неудачи в мирских делах, болезни, потеря прежних друзей и другие подобные вещи.

И тому есть вполне естественное объяснение. Внутри нас посеяны зерна всех наших

прошлых деяний и эмоциональных переживаний — как положительных, так и

отрицательных. Внутри нас хранятся все наши прежние мыслеформы и возведенные

нами самими конструкции из неблагородного металла. И если мы пытаемся разрушить

их и выбросить прочь все ненужные обломки, это тоже требует немалых усилий,

поскольку наши попытки наталкиваются на мощное сопротивление разрушаемых

структур.

Тот, кто осознанно продвигается к Свету (а сие стремление есть долг каждого

искреннего масонского ученика), самим этим фактом бросает вызов всем своим

прошлым проступкам и заблуждениям и вообще всей своей иллюзорной личности;

причем сила противодействия последней пропорциональна интенсивности стремления

претендента вырваться из темноты. И если его борьба будет действительно

успешной, проникающий внутрь его естества сквозь «слуховое окно» Свет не только

принесет претенденту озарение, но и неизбежно высветит и активизирует все его

скрытые негативные тенденции, подобно тому, как солнце заставляет копошиться

отвратительных насекомых тварей, доселе дремавших в темноте под камнем, который

вы только что перевернули. Свет беспристрастно воздействует как на благотворные,

так и на вредоносные составляющие человеческой природы. Точно так же солнечные

лучи заставляют расцвести розу и в то же время вызывают активное гниение

валяющейся рядом с нею падали. Свет способствует духовному росту, но

одновременно с этим стимулирует бурный