У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

или люди) скрывалась их

истинная суть, всегда прекрасная и излучающая странное сияние: лица всех мужчин

и женщин были светлыми и красивыми, а их души — ослепительно белыми.

Таким было нежданное посвящение этого человека; и, хотя он не искал ничего

подобного (или, вернее, искал, но подсознательно, не отдавая себе в этом

отчета), на него снизошло просветление, навсегда преобразившее его душу*.

__________

* Этот случай упомянут в сочинениях покойной Фионы Маклеод (У. Шарп).

Он стал известен в кругу тех, кто мог разглядеть в нем «помазанника», ибо в

момент посвящения его помазали чьи-то таинственные руки. Напомню, что слова

«Христос» и «христианин» в своем изначальном греческом варианте означали именно

это — помазанного, принявшего крещение, или посвященного человека.

Истинное посвящение, приравниваемое, таким образом, к «крещению», бывает двух

типов — великое и малое. Малое посвящение (названное в писании «крещением

водой») воздействует на низшую природу, разум, психическую природу и чувства

человека. Расширяется и усиливается интеллект, обостряются чувства,

совершенствуются психические способности и восприятие; потому что душа (или

psyche) начинает использовать свои доселе обреченные на бездействие силы.

Более высокая форма посвящения — «крещение огнем» — заключается в пробуждении

Духа, внутренней сущности, «бессмертного жизненного принципа», пребывающего в

центре души, подобно тому, как душа пребывает в центре чувственного тела. Многие

люди достигают малого крещения вследствие простого накопления жизненного опыта и

часто даже не подозревают об этом. Но великое крещение происходит гораздо реже и

являет собою такой радикальный перелом, который невозможно не заметить,

неправильно истолковать или забыть.

Как для малого, так и для великого крещения церемониальное посвящение вовсе не

является обязательным условием, поскольку духовный рост и контакты между Богом и

душою не зависят от изобретенных человеком формальностей. Однако церемониальное

посвящение всегда играло роль катализатора духовного роста, важность которого, в

противном случае, еще очень долго могла бы оставаться не оцененной и не понятой

многими людьми. В силу этого масонское посвящение — хотя сейчас оно и

ограничивается исключительно церемониальной стороною — имеет огромное значение

и, если правильно понять его суть, может быть поднято до таких высот, которые и

не снились нашему Ордену.

Для тысяч людей, повторяю, жизнь является непрестанным процессом посвящения,

зачастую вовсе лишенным каких-либо ритуалов и церемоний. Многие при этом

приобщаются в той или иной степени к малому крещению водой вследствие расширения

сознания, приобретающего поэтическую, артистическую, музыкальную либо

мистическую направленность; наши Вордсворты, Шелли, Теннисоны и им подобные

прошли через это естественное посвящение, не сопряженное ни с какими

формальностями или церемониями. А сколько еще таких же посвященных, о которых

никто не знает, ибо они предпочитают жить в тишине и безвестности, никому не

говоря о том, как им удалось усовершенствовать свою духовную природу? И тем не

менее каждый из них с полным правом может сказать о себе:

«Мы выстроили дом, который никогда не будет временем разрушен;

Мы обрели покой, который никогда не будет потревожен болью».

Многие знают и чувствуют «мистическую связь», которая объединяет не только всех

людей в единое Братство, но и все элементы Вселенной — в одно неразрывное целое.

Многие уже утратили чувство личной обособленности и разделенности интересов,

отличающее обыкновенного, чувственного человека, чье сознание и устремления не

простираются дальше собственных плотских привязанностей. И хотя они всё ещё

пребывают в тюрьме смертного тела, им уже удается, пробиваясь сквозь её железные

решетки, проникать в мир души, дабы постигать там его чудеса, объединяя свое

сознание с сознанием таких же, как они, освобожденных душ,

«. . . и там,

Отринув всё, что разделяло их,

Свой вечный день отдать беседам чистым;

А разум посвятить высоким мыслям,

Свои не отличая от чужих;

И видеть то, что скрыто от слепых;

И наслаждаться собственным единством».

Руперт Брук

Но тех, кто прошел «крещение огнем» — посвящение центрального Духа —

сравнительно немного. Для того, чтобы лучше понять, насколько это редкое

явление, достаточно вспомнить известные письменные свидетельства, в которых

говорится о тех случаях, когда скрытая в человеке Пламенная Звезда проявлялась