У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

что представляет собою истинное посвящение; но даже если бы это знание было

всеобщим, боюсь, среди Братьев все равно нашлось бы не слишком много желающих

принести необходимые для его практической реализации жертвы и проявить требуемую

волю и мужество. И все-таки высшие ступени нашего Ордена имеют некоторое — пусть

даже приблизительное и фрагментарное — представление о том, что такое подлинный

процесс посвящения. И потому нам самим предстоит выбирать: либо мы будем своими

силами расширять эти скромные познания, превращая их символику в конкретную

реальность, способную переменить всю нашу жизнь, либо мы по-прежнему будем

относиться к ним как к простому церемониалу, коему вполне достаточно формального

отношения, хотя подобный подход и не сможет ни на йоту изменить нашу нынешнюю

несовершенную природу.

Таким образом, если масонство, со всеми его торжественными молебнами, клятвами и

обетами, чего-нибудь да стоит, то ему снова следует вспомнить о своей

первоочередной задаче — пропагандировать духовную жизнь и способствовать

духовному развитию своих членов, пока еще далеко не удовлетворительному. В

противном случае масонство так и останется формальной общественной организацией,

а все его благородные обязанности и религиозные проповеди деградируют до уровня

бездарной профанации и даже богохульства. Чтобы избежать этого, необходимо

восстановить четкое представление о фундаментальных целях практики посвящений и

их сути, вследствие чего каждый из Братьев получит возможность во всех

подробностях постигать секреты масонских степеней и символов, ибо без этого

знания у наших ритуалов не может быть ни подлинной силы, ни подлинной

духовности; а без этой силы все наши церемонии превращаются в пустые и никчемные

формальности. Масонские церемонии были изначально задуманы как внешняя оболочка,

обрамляющая глубокую внутреннюю сущность, и если эта сущность вдруг исчезнет,

для чего тогда будут нужны церемонии? Мы можем по-прежнему принимать в наши ряды

тысячи новых масонов, но при этом все они останутся такими же непросвещенными,

как и раньше, и мистерии так и не перестанут быть для них тайною за семью

печатями. Как гласит наше учение, невозможно дать миру ни одного нового

посвященного, иначе как с помощью Бога и при благожелательной поддержке тех, кто

может вывести своих братьев к Свету. Для этого также необходимо, чтобы

посвящаемый признал себя духовно нищим, незрячим, погруженным во тьму невежества

и неспособным достичь Света без посторонней помощи, опираясь только на

собственные усилия. Словом, желание видеть Свет должно быть не только на устах,

но и в сердце посвящаемого, ибо подлинное посвящение подразумевает возвышение

сознания с человеческого уровня до Божественного.

Любая подлинная посвятительная система — как в прошлом, так и в настоящем —

состояла и состоит из трех четко очерченных этапов, поскольку перед тем, как

выйти из окружающей каждого из нас естественной тьмы и приобщиться к

Божественному Свету, отыскав в себе самом Звезду Сияющей Славы, человек должен

выполнить три непременных условия.

Во-первых, ему следует отказаться от всех привязанностей внешнего мира, включая

все соблазны, классифицируемые как «деньги и презренный металл». Это необходимо

для очищения плотской и чувственной природы и подчинения ее жесткому волевому

контролю. Далеко не каждый захочет и сможет это осуществить; естество прочно

удерживает нас, и справиться с укоренившимися привычками тоже весьма непросто.

Но до тех пор, пока хотя бы одна из этих привычек продолжает притягивать и

удерживать нас, не позволяя полностью отречься от физических удовольствий, мы

всё еще остаемся «привязанными к миру», и доступ к истинному посвящению в

сверхфизическую реальность для нас закрыт. На этой стадии отречения и

самоочищения пребывают наши признанные подмастерья (E. A.); и теоретически на ее

прохождение отводится, как вы, вероятно, знаете, немалый срок — семь лет*.

__________

* Продолжительность срока ученичества связана с действующим в природе семеричным

принципом. Каждые семь лет происходит полная замена старых материальных частиц,

составляющих человеческое тело, новыми. И если на протяжении всех этих лет

человек ведет жизнь чистую, не ест ничего запретного и отгоняет от себя дурные

помыслы, его физический организм очищается, утончается и становится в силу этого

более эффективным проводником для внутреннего Света. В этом и кроется истинная

причина аскетизма: грубые физические