У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

полным ответом, который можно отыскать в уцелевших записях древних

британских посвященных — валлийских бардов. Вот как они отвечали на тот же самый

вопрос:

«Я пришел из Великого мира, где начало мое — в духе. Теперь я в малом мире (в

мире формы и тела); здесь пересек я круг борьбы и страданий, и теперь, в конце

пути, я — человек. Вначале я не имел ничего, кроме самой способности жить. Но я

прошел через все формы тела и жизни и достиг состояния человека, хотя

существование мое из века в век становилось все более тяжким и печальным. Я

прошел через все живые формы — в воде, на земле и в воздухе. И нет таких

лишений, тягот, страданий и зла, которых мне не пришлось бы пережить. Но чистоты

и совершенства невозможно достичь, не увидев и не познав всего, а для этого

нужно пройти через все страдания. Не бывает настоящей и совершенной любви без

того, чтобы она не создавала для своих творений всех условий, необходимых для их

обучения, ведущего к совершенству. И потому каждому суждено рано или поздно

достичь круга совершенства»*.

__________

* «Барды» — древняя традиция посвященных, принадлежавших к валлийским

бардам-друидам. Я лишь немного сократил цитату и слегка приблизил ее лексику к

современной.

Как видите, и здесь жизнь представляется раздробленной и разделенной на

бесчисленное множество индивидуальных жизней или душ, беспрестанно переходящих

из одной телесной формы в другую. (Согласно масонской метафоре, эти

индивидуализированные жизни именуются «камнями», поскольку камень или скала есть

символ прочности и постоянства; к тому же камень может быть как грубым и

бесформенным, так и обтесанным, отполированным и по форме своей совершенным — в

зависимости от того, сколько труда было вложено в его обработку.) Сама же

телесная оболочка, в которую душа облачается, попадая в наш мир (ее

символизирует масон, облаченный в передник), считается непостоянной, преходящей,

недолговечной и малозначительной в сравнении с оживляющей ее душою. Но в то же

время телесная оболочка весьма важна, поскольку служит точкой опоры или

сопротивления, необходимой для развития и просвещения души. Поэтому мы до сих

пор называем ее «гробницей превращения» — могилою, в которую нисходит душа, дабы

потрудиться ради собственного спасения, ибо только в теле она может преобразить

и усовершенствовать саму себя. Впоследствии душа вознесется снова, но будет уже

гораздо сильнее и мудрее, чем раньше, благодаря приобретенному опыту. Таким

образом, жизнь рассматривается как бесконечный поток, время от времени

облекаемый в ту или иную форму, по мере своего поступательного продвижения

вперед, ко всё более возвышенному состоянию: в минеральном царстве это глубокий

сон, в царстве растений — полудремотное состояние, у животных — бодрствование и,

наконец, достижение морального самоосознания на уровне человека.

Но неужели процесс восхождения на этом заканчивается? Неужели человек в нынешнем

его состоянии и есть наивысшая цель и последнее слово эволюции? Разумеется, нет.

Как писал один персидский посвященный:

«Я был камнем, но умер и стал растением.

Я умер как растение и стал животным.

Я умер как животное и превратился в человека.

Чего же мне бояться?

Разве от смерти мне был когда-нибудь ущерб?

И как человек я тоже умру, чтобы воспарить

Вместе с блаженными ангелами.

Но и ангелом я буду не вечно,

И стану со временем тем, что ныне не в силах даже представить мой разум!»

Но для того, чтобы эта эволюция от простого к сложному действительно имела

место, необходима некая сила, изначально заложенная во всех живых организмах и

побуждающая их развиваться. Не бывает эволюции без инволюции. Зерно не смогло бы

дать всходов, если бы в нем не была заложена сила, превращающая его в прекрасное

растение — с листьями, цветами и плодами. Желудь потенциально заключает в себе

все качества будущего дуба; в нехитром содержимом птичьего яйца может быть

спрятан либо прекрасный лебедь, либо нежная песня жаворонка. Поместите их в

надлежащие условия, и скрытая в них жизненная сила выйдет из латентного

состояния и естественным образом разовьется до заранее предназначенного ей

предела. К тому же рост можно ускорить искусственно, благодаря интенсивному

культивированию.

А что же человек? В нем тоже заключена жизненная сила, «бессмертный жизненный

принцип», как называет его масонство, хотя он еще не развит в полной мере, а у

многих людей и вовсе почти парализован. Человек тоже обладает способностью