У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

За каких-нибудь три столетия Орден развился из небольшого сообщества в огромную

разветвленную организацию. И нет ничего удивительного в том, что эта организация

до сих пор проявляет чисто материалистические качества: естественную

человеческую слабость, неопытность, даже безответственность и свойственную

юности узость мировоззрения. Не совсем верное понимание собственной цели никогда

не препятствовало и не препятствует неизменно благим намерениям Ордена. И если

для множества людей, неспособных понять его истинное предназначение, он стал

нетрадиционным способом развлечься и подчеркнуть собственную оригинальность, то

одновременно с этим он все-таки смог стать истинным проводником, указавшим путь

к Свету многим блуждавшим в темноте душам, равнодушным к мирскому тщеславию и

потому разглядевшим за внешней стороною масонской деятельности истинную науку и

усвоившим ее. А некоторые из этих душ смогли продвинуться еще дальше: в

безмолвии они прошествовали сквозь врата Ордена туда, где усвоение духовной

науки продолжается уже иными, более совершенными методами. Система священства

отнюдь не пострадала из-за того, что ее приверженцы иногда заблуждались. И

подобно тому, как в лоне церкви периодически появлялись святые, несмотря на не

всегда располагавшую к святости окружающую обстановку, так и среди членов Ордена

время от времени появляются такие, кто смог достичь Света, несмотря на

окружающую темноту, в которой продолжают пребывать остальные Братья.

Но теперь наступает время перемен. И очень важно, что их зачинателем является не

высшее руководство Ордена, которое, хотя и заботится по мере своих сил о благе и

процветании всего Братства, все-таки не может переступить через барьер своего

консерватизма и приверженности прежнему, уже ставшему традиционным способу

ведения дел; но рядовые Братья — молодое поколение масонов, свежая кровь,

текущая ныне по жилам масонского Ордена. Разумеется, это новое движение не имеет

ничего общего с нелояльностью. Просто теперь настало время, когда Братья

начинают требовать от масонства хлеба жизни — их все меньше интересуют церемонии

и древние обряды, коль скоро их смысл все равно остается непонятным; они ждут от

своих лидеров и наставников не беспрерывного повторения одних и тех же,

благозвучных, но бесполезных, речей; им необходимо наставление, способное

указать дорогу к истинному масонскому Свету и Мудрости.

Будущее масонского Ордена нельзя рассматривать отдельно от сопутствующих реалий

общественной жизни, ибо Орден является неотъемлемой частью общества и подвержен

его влиянию; вернее сказать, — они взаимно влияют друг на друга. На состоянии

Ордена отражается, в частности, постепенный упадок традиционных церквей,

способствующий, во-первых, численному росту Братства, а во-вторых, повышению

интереса к скрытым в масонском учении духовным истинам. Религия не может

умереть, ибо религиозный инстинкт вечен, и «церковь» всё равно будет

существовать в какой бы то ни было форме, по мере сил исполняя свою духовную

миссию. Но сейчас явно необходима новая, дополнительная форма священства, и

масонство в состоянии ее создать. Идет процесс перегруппировки и

перераспределения энергии, который может помочь нам осознать, что масонство

действительно переживало до сих пор стадию становления, необходимо

предшествовавшую его превращению в мощный психологический феномен, в новый вид

массового сознания — на сей раз подлинно масонского. Придет время, и это

масонское сознание станет таким же мощным фактором, как и церковное сознание

эпохи Средневековья, и такою же моральной силой, как и дельфийские мистерии на

протяжении семнадцати столетий своего величия.

Когда это время придет, мистерии как наука жизни и искусство жить так, чтобы

быть достойным жизни сверхъестественной, будут восстановлены. На протяжении

довольно долгого времени развитие человеческого мировоззрения и ход истории

человеческого общества (включая сюда и эволюцию церкви) неумолимо удаляли нас от

некогда преподававшейся и практиковавшейся традиции возрождения к сей

сверхъестественной жизни. Но то, что было раньше, в соответствии с законом

циклического возвращения, должно повториться снова, причем на более высоком,

нежели прежде, уровне развития. И произойдет это вовсе не потому, что

христианская церковь никогда не была подлинной служительницей мистерий (во

всяком случае, та ее часть, которая не отвергает подлинных сакраментальных signa

и признает за человеком возможность