У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

эволюционировать от смертного животного к бессмертному, сверхчеловеческому,

богоподобному существу. Он тоже движется к той отдаленной божественной цели, к

которой медленно, но верно приближается вся природа. Но не слишком ли медленно?!

И как часто он сам задерживает собственное развитие, потакая прихотям своего

грубого смертного тела и низменным страстям, вместо того чтобы подавлять и

сдерживать их, развивая лишь высшие принципы, всё еще пребывающие в латентном

состоянии! Более того, принято считать, что человеческая природа не меняется

вовсе: ее слабости и пороки — всё те же, что и тысячи лет тому назад; так что,

оглядываясь назад, невозможно разглядеть практически никаких изменений в

массовом сознании, невзирая на все наши хвастливые разглагольствования о

прогрессе и цивилизации.

Так нельзя ли ускорить сей неспешный процесс человеческой эволюции? Существует

ли какой-нибудь метод, так сказать, «интенсивного культивирования человека»,

способный сравнительно быстро очистить и возвысить его над нынешним уровнем,

превратив чувственное, погруженное во тьму невежества человеко-животное в

просветленное богоподобное существо?

Древние мистерии давали на этот вопрос следующий ответ:

«Да, существует. Человеческую эволюцию можно ускорить; и, хотя сейчас

реализовать это в массовом масштабе невозможно, для отдельных подготовленных

личностей подобное ускорение вполне достижимо. Человеческую природу можно

изменить к лучшему путем интенсивного очищения и посвятительных процессов.

Существует царственная наука духовного совершенствования и искусство праведной

жизни, с помощью которых можно освободить дремлющий в человеке и пока еще не

развитый Божественный Жизненный Принцип от скрывающей его мрачной завесы и

заставить его воссиять во всей своей красе. Достойному приобщиться к духовной

науке кандидату достаточно лишь принести необходимые для этого жертвы и

подчинить свою жизнь особым дисциплинарным правилам, и тогда уже в нынешней

жизни он сможет вознестись из тьмы к Свету. Он достигнет таких высот, о которых

не мог бы даже мечтать при иных обстоятельствах, и приобретет способность

помогать другим людям эволюционировать до того же уровня, закладывая тем самым

основу постепенного духовного роста всего рода человеческого».

Следовательно, назначение древних мистерий состояло в «совершенствовании» и

«посвящении» человека в более возвышенную жизнь, в преобразовании несовершенных

существ в целостные и совершенные, путем максимального развития их потенциальных

эволюционных возможностей. Неслучайно обозначающий этот процесс греческий термин

teleios имеет два возможных значения: «делать совершенным» и «посвящать». Он

часто встречается в Священном Писании — величайшей из всех существующих ныне

книг о науке посвящения. Там говорится, например, о «только что достигшем

совершенства»: «Будь совершен, как Отец твой небесный»; «Мы говорим слова

мудрости (науки посвящения) тем, кто совершен (посвящен)» и так далее. И этот

труд самосовершенствования одинаково доступен (подобно нынешнему масонству) всем

людям — представителям всех рас, языков и религий. Ибо все люди — братья, и все

имеют одинаковые права на совершенствование своей жизни, хотя, конечно же, для

каждого момент посвящения наступит в свое, определенное время. Все религии,

таким образом, следует рассматривать как лучи, исходящие из единого круга и

освещающие людям путь от поверхностной, «периферийной» жизни к самому ее центру,

где расположен источник Света.

Требования к претендентам на приобщение к мистериям в точности совпадали с теми,

что ныне выдвигает масонство. Господствующее место в сердце соискателя должно

занимать жгучее желание отринуть свою естественную слепоту и увидеть внутренний

Свет, коренным образом преобразив свою прежнюю несовершенную природу. В качестве

иллюстрации к этому тезису процитирую одну из самых древних в мире молитв, до

сих пор повторяемую на Востоке теми, кто ищет подлинного посвящения. В своем

оригинальном, санскритском варианте она состоит всего лишь из шести слов, а в

переводе может быть передана примерно следующим образом:

«От нереального уведи меня к Реальному!

Из тьмы выведи меня к Свету!

Из смертного сделай меня Бессмертным!»

В этих словах выражено страстное желание, которое должно быть не только на

устах, но и в сердце каждого претендента во всем мире, независимо от того, к

какой именно системе посвящения он желал бы приобщиться. И пока это желание не

станет