У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

потенциальных духовных способностей и достижению ими более высокого

уровня жизни? Если да, то мы должны постараться глубже проникнуть в суть

масонских учений.

А теперь позвольте мне представить, как могла бы выглядеть наша деятельность,

если придать ей дополнительный интеллектуальный импульс. Конечно, не следует

ожидать, что прежний стереотип работы сразу же удастся изменить и что мы

немедленно начнем пожинать зримые и обильные плоды своих преобразований.

Напротив, нам следует настроиться на сопротивление тех, кто всегда неохотно

воспринимает любые новшества и вполне доволен нынешним положением вещей. К тому

же подобные нововведения не могут быть навязаны силой; они должны стать насущной

потребностью каждого, а в противном случае никакой пользы они не принесут. Но я

знаю, что многие Братья и многие Ложи уже давно и искренне стремятся к ним; а

потому позвольте мне нарисовать примерную картину идеальной Ложи, и тогда уже

судите сами, насколько реалистичны наши попытки приблизиться к этому идеалу.

Прежде всего, масонские собрания должны посвящаться самой главной, как следует

из нашего учения, цели Ордена, а именно — беседам о мистериях и разъяснению их

сути. Сейчас это не делается нигде, и основная тому причина — отсутствие

компетентных инструкторов. Мы полагаем, что наши побочные лекции дают нам вполне

достаточную пищу для размышлений. Однако это не так. Если масоны действительно

хотят в полной мере овладеть своей наукой, они не должны ограничиваться лишь

механическим запоминанием предлагаемых им научных текстов, тем более что наши

официальные лекции изобилуют намеренно завуалированными истинами,

предназначенными для самостоятельного проникновения в их глубинный смысл, а это

в настоящее время не удается практически никому.

Настоящая Ложа должна быть храмом молчания и размышлений, прерываемых лишь

церемониальными речами или мудрыми и полезными наставлениями, которые со времен

глубокой древности передавали людям истинные Мастера. И чем выше уровень

просвещенности членов Ложи, тем полнее и торжественнее должна ощущаться в ней

неуместность всяких суетных мыслей и желаний, вытесняемых близостью внутреннего

Света, обретение коего является, согласно нашим утверждениям, самым сокровенным

нашим желанием.

В случае выполнения указанных условий каждое собрание Ложи станет важным

высокодуховным событием, и ни одному из ее членов не придет в голову нарушить

столь тонкую гармонию посторонними мыслями или разговорами. Никто не станет

пропускать такие собрания без уважительной причины. А если подобное всё-таки

случится, то означать будет только одно: не всякий наш Брат, коему было доверено

носить передник (в буквальном смысле), уже сегодня готов облечь свой разум и

стремления в подобающее нашей Ложе одеяние. По окончании такого собрания каждый

будет с сожалением возвращаться к суете и хлопотам внешнего мира, расставаясь на

время с только что испытанным ощущением мира и покоя.

Прием нового кандидата должен стать сравнительно редким событием, поскольку ни

один претендент не будет допускаться в Орден без самой серьезной проверки,

позволяющей убедиться в искренности его стремления к масонскому знанию и в его

способности изучать тайную науку. Присвоение различных степеней тоже будет

происходить гораздо реже, нежели это обычно делается, дабы у человека была

возможность как следует усвоить и осмыслить уже полученные знания; замечу, что

сейчас на это не обращается ровным счетом никакого внимания. На церемонии

присвоения очередной степени также будут присутствовать члены Ложи, но уже не в

качестве пассивных зрителей, наблюдающих за ходом ритуала. Пройдя

соответствующую подготовку, они смогут стать активными, хотя и безмолвными,

участниками действа, придавая произносимым словам дополнительную силу совокупной

энергией своих мыслей и стремлений. Если все участники церемониала будут мыслить

в унисон, это создат такую плотную и заряженную атмосферу, что шансы на

благополучное его завершение, заключающееся в прочном и долговечном возведении

сознания кандидата на более высокую ступень, многократно увеличатся. Ибо

действенность ритуалов, подобных нашим, зависит не только от осуществляющего их

Мастера. Действующей силой здесь являются все собравшиеся, а Мастер лишь

концентрирует вырабатываемую ими духовную энергию и направляет ее на

новоявленного Брата, вызывая у него ощущение причастности к сему благотворному

энергетическому потоку. В коллективной мысли и коллективном