У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

Божественным Разумом, и что, благодаря

надлежащему обучению и самодисциплине, человек может преобразовать себя и

вернуться в свое первоначальное состояние, в котором он пребывал до своего

падения. Однако именно нынешняя, естественная человеческая личность должна стать

тем фундаментом, или краеугольным камнем, с которого начинается данный процесс

преобразования, поскольку в ней имеются (хотя и в состоянии полного хаоса и

беспорядка) все необходимые предпосылки для его успешного осуществления.

Возведение надстройки над своей нынешней личностью предполагает нечто большее,

нежели просто совершенствование собственных нравственных качеств. Эта задача не

под силу новичку, хотя впервые на необходимость ее решения (что вполне

справедливо) масону указывают именно на стадии ученичества (подмастерья).

Процесс преображения тесно связан с оккультной наукой, а потому справиться с ним

сможет лишь тот, кто достаточно глубоко познал сию науку и умеет применять ее на

практике. Именно эту науку имел в виду христианский Мастер, когда говорил: «Кто

из вас, вознамерившись построить башню, не сядет сперва и не подсчитает

богатства свои — хватит ли их на то, чтоб завершить начатое? Ведь если он,

заложив основание, не сможет достроить ее до конца, все, кто увидит это, станут

смеяться над ним, говоря: Вот, человек сей начал строить, а закончить не

смог!» Так же и масон, желающий возвести башню (или надстройку), должен сперва

«сесть и подсчитать богатства свои», для чего ему следует точно представить себе

объем необходимых работ; ведь перед тем как приступить непосредственно к

строительству, зачастую требуется произвести немалый объем предварительной

черновой работы над собою, расчищая ту площадку, на которой будет возводиться

здание.

В старом масонстве существовала ступень (исключенная из списка наших нынешних

Уставов), специально посвященная данному вопросу. Ее называли ступенью Великого

Архитектора, и целью ее была оценка шансов на успех для тех, кто, познав тайную

науку, заявлял во время ритуала о своем намерении взяться за сооружение

надстройки.

На этой ступени речь идет о «возведении домов в воздухе»; причем указывается,

что работа сия под силу только Великим Архитекторам и что «обычные ремесленники

могут лишь любоваться ими [домами] на расстоянии, когда они будут построены».

«Дома в воздухе!» Но ведь «в воздухе» так или иначе расположены все сооружения,

за исключением подземных, может сказать неподготовленный читатель. Однако в

данном случае имеются в виду вовсе не дома из кирпича или камня. Опять же,

выражение «строить воздушные замки» уже давно стало метафорой, означающей

«грезить наяву, предаваться пустым мечтаниям». Но коль скоро каждая мысль носит

созидательный характер и способна создавать объективные образы на уровне разума,

мы можем быть уверены в том, что мудрецы, увековечившие в свое время масонское

учение, отнюдь не призывали нас попусту тратить время на столь бессмысленное и

бесполезное занятие. «Воздушный дом», о котором они ведут речь, есть

формирование сверхфизического эфирного тела — «тела тумана», как называли его

Гесиод и другие классики греческой философии. Каждый настоящий адепт масонства

способен осознанно действовать в этом теле на тонких планах жизни, независимо от

своего грубого физического организма; и он продолжает жить в этом теле после

того, как последний будет отринут им навсегда. Вот что говорит об этом Ориген,

отец христианства, живший во II столетии: «Нам обещано другое тело — духовное и

эфирное; тело, которое невозможно физически ощутить и невозможно увидеть

физическим зрением, не отягощенное весом и способное видоизменяться в

зависимости от того, в какой из сфер оно пребывает. Когда это духовное тело

хочет видеть, всё оно обращается в глаз; когда желает слышать, превращается в

одно сплошное ухо; также всё оно может служить и руками и ногами». Здесь имеется

в виду то, что ныне разделенные человеческие способности в новом теле снова

сольются воедино, как это и было свойственно человеку до его падения и

нисхождения в царство материи и многообразия*.

__________

* Для более подробного изучения данного вопроса можно порекомендовать недавно

изданную книгу Дж. Р. С. Мида «Тонкое Тело» (G. R. S. Mead. «The Subtle Body». —

Watkins, 1919).

Указанный вывод может быть подтвержден многочисленными ссылками на текст

великого учебника науки посвящений — книги Священного Закона (хотя и в других

источниках содержится немало