У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

из Братьев может слышать его пусть даже слабый отзвук и откликаться на

него. Для большинства это потерянное Слово, но оно терпеливо ждет своего часа, и

день ото дня всё больше людей стремятся заново найти его.

Сей жизненный принцип был передан Ордену теми вещими, дальновидными и сокрытыми

ныне умами, которые, как уже говорилось выше, явились около трех столетий назад

изобретателями и вдохновителями (если не прямыми основателями) Ордена как

организации, призванной сохранить, хотя бы в самой элементарной форме, древнюю

Тайную Доктрину в течение всего периода тьмы и разрушения, вплоть до наступления

такого времени, когда эта Доктрина и посвященные ей некогда мистерии смогут

снова открыто преподаваться достаточно большому числу готовых к их восприятию

людей.

Присутствие в масонской системе и масонских текстах сего древнего тайного учения

можно проследить в трех направлениях. Во-первых, в самой схеме разделения Ордена

на три традиционные ступени духовного совершенствования, состоящие в подчинении

и очищении тела и чувственной природы, установлении контроля над мыслями,

самопознании и просветлении разума и, наконец, в полном отказе от собственной

воли и искоренении всякого ощущения личности, что должно привести к

воссоединению с Божественною Волей, не знающей ни ограниченности, ни

разделенности. Во-вторых, в мифах о построении храма Соломона и о смерти Хирама,

ибо они являются аллегориями и иллюстрируют не исторические, но метафизические

истины первостепенной важности. И, в-третьих, во всё тех же церемониальных

текстах и наставительных лекциях, поскольку они содержат в себе множество

фрагментов из общего для всех посвятительных систем Востока и Запада

эзотерического учения. Однако эти фрагменты облечены в иносказательную форму и

потому, теряясь в потоке обычных моральных наставлений, ускользают от внимания

недостаточно подготовленных для их восприятия Братьев, открываясь лишь тем, кто

уже смог самостоятельно приблизиться к ним. Примеры этого эзотерического учения

и его подлинного значения приведены во второй части данной книги — «Свет на

Пути».

Принято считать (и нет сомнения в том, что именно так оно и было), что тексты

нынешних ритуалов и наставительных лекций составил в 1717 году или вскоре после

этого д-р Андерсон, при содействии некоторых своих коллег, чьи имена для нас

сейчас не очень важны*.

__________

* Масонство Королевской Арки было привнесено в Англию в 1778 году еврейским

Братом Мозесом Майклом Хейесом.

Не столь важно и то, в какой степени стремление составителей придать оккультному

знанию, коим они обладали, иносказательную и завуалированную форму было

осознанным. Ведь вполне могло быть и так, что собственных знаний у них было

сравнительно немного, но при этом кто-то незримо помогал им увековечить великие

истины, о существовании коих они сами даже не подозревали. Эта тема была самым

подробным и обстоятельным образом рассмотрена в весьма полезной для каждого

масонского ученика книге «Очерки мистицизма» («Studies in Mysticism»),

написанной Братом А. Э. Уэйтом, который пришел к выводу, что составители

масонских текстов часто сами не ведали, что творили, и писали, как бы

руководствуясь слепым, но безошибочным инстинктом, «позволившим даже глупым и

старым ученым мужам прошлого частично разглядеть сквозь свои темные и зашоренные

очки истинную сущность масонства и, даже не осознавая этого, спрятать среди

пустопорожних разговоров настоящий ключ к святилищу».

И похоже, что этот вердикт вполне справедлив, поскольку ни Андерсон, ни его

коллеги, насколько можно судить по дошедшим до нас сведениям, не были

сколь-нибудь сведущими или способными эзотеристами. Однако, как бы то ни было,

бесспорным остается тот факт, что вся наша система составлена и разработана

таким образом, чтобы стать настоящим универсальным руководством в науке

посвящения, воспроизводящим важнейшие черты всех когда-либо существовавших и

доныне существующих систем ускоренного совершенствования человека.

В этом и заключается секрет силы, жизнеспособности и притягательности масонской

системы, ее неуловимое обаяние, пленяющее умы, достаточно чувствительные для

того, чтобы ощутить его, но пока еще неспособные вникнуть в его суть и понять,

что же их так влечет. Но скрытое в масонской системе возвышенное учение всё ещё

можно выявить и разъяснить, и в этом кроется надежда Ордена на постепенное

самосовершенствование и исполнение изначально возложенной на него высокой