У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

до своей естественной смерти, но, напротив, помогают ему в

дальнейшем превратить это тело в более совершенный инструмент приближения к

наивысшей космической цели.

Как же описать сие новоприобретенное сознание, дабы у читателя сложилось о нем

более конкретное представление? Да никак — это попросту невозможно. Как

невозможно объяснить слепому от рождения, что такое зрение, или же находящемуся

в утробе матери младенцу — реалии внешнего мира, так и посвященный не может

объяснить, что такое царство Духа, тем, кто еще не родился в нем. Для того,

чтобы познать его, необходимо увидеть всё самому. Это — одна из величайших

мистерий, которая навсегда останется неописуемой и неизъяснимой, какие бы

наставления ни давались посвященными относительно меньших тайн. Можно, однако,

привести некоторые аналогии и аллегории, которые в состоянии подхлестнуть

воображение читателя и тем самым дать ему возможность самостоятельно

поразмыслить о сути и характере высшего сознания.

В своей предыдущей книге я уже говорил о том, что момент возвращения к Свету в

ходе посвящения третьей ступени, равно как и аналогичный момент в посвящении

Королевской Арки (отличающийся от первого лишь большею сложностью ритуала),

представляют собою не что иное, как попытку изобразить в драматической форме

расширение сознания, переживаемое претендентом во время истинного посвящения.

Великолепное литературное описание этого процесса предлагает нам одиннадцатая

глава великого индийского трактата о науке посвящений — «Бхагавадгиты» (более

известного европейскому читателю в прекрасном поэтическом переводе сэра Эдвина

Арнольда под названием «Божественная Песнь»). Другими примерами могут служить

видение Данте в «Раю» и библейская книга Откровения, написанная пророком,

пребывавшим «в духе вдень Господень». Китс очень точно представил себе суть

этого процесса, после чего написал в своем «Гиперионе»:

«И чувствую, как в Бога превращает

Меня громада знаний! Имена,

Деянья, подвиги, седые мифы,

Триумфы, муки, голоса вождей,

И жизнь, и гибель — это все потоком

Вливается в огромные пустоты

Сознанья и меня обожествляет,

Как будто я испил вина блаженных

И приобщен к бессмертью!»*

__________

* Отрывок из поэмы Дж. Китса «Гиперион» цит. в переводе Г.Кружкова, по кн.:

«Европейская романтическая поэзия», М.: «Московский рабочий», 1988. — Прим. ред.

В последние годы появилось немалое количество свидетельств и сообщений о личных

наблюдениях, подтверждающих возможность расширения сознания, подобного

вышеописанному. Одним из таких сообщений является посвященная мистической

стороне масонства компиляция под названием «Космическое сознание», автор

которой, д-р P. M. Бак, состоит в Братстве Каменщиков Америки. Эта проблема даже

подверглась экспериментальному изучению — ее исследовал знаменитый психолог,

ныне покойный профессор Уильям Джеймс, а также другие; и хотя подобных

искусственных способов возвышения сознания следует всячески избегать, так как

они могут быть очень опасны для экспериментатора и сам профессор Джеймс

признавал, что они обернулись для него весьма болезненными последствиями,

все-таки оставленное им описание того, что ныне известно как «откровения под

наркозом», было настолько ярким и талантливым, что будет вполне уместным

процитировать его в этой книге. Пожалуй, даже тот, кто достиг посвящения «на

законных основаниях» — вследствие естественного наполнения своей жизни чистотою

и святостью, а не умерщвляя своей плоти, отравляя ее веселящим газом, — не смог

бы точнее передать открывшуюся ему истину. Вот что он пишет:

«В этом ни с чем не сравнимом метафизическом просветлении взору открывается

Истина, лежащая в бездонных глубинах, которые мгновенно становятся

прозрачными, пропуская сквозь свою толщу ее ослепительный Свет. Разум

постигает все логические связи между вещами с такой быстротою, точностью и

очевидностью, что обычному сознанию трудно даже представить себе что-либо

подобное. Исчезает граница между центром и внешней оболочкой предметов. Эго и

его объекты, meum и tuum сливаются воедино. И первым результатом этого

просветления становится абсолютная, безграничная уверенность в том, что всё, в

чем вы были абсолютно и безгранично уверены раньше, — не более чем иллюзия и

заблуждение. Какие бы мысли или образы при этом ни возникали, все они

неизбежно подхватываются всё теми же логическими щипцами и органично

встраиваются в общее полотно доказательств